Семинарские занятия по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания»
Для студентов 2 курса фПиП (направление: «Педагогическое образование»,
Профиль: «Психология и социальная педагогика»)
На 2012/2013 учебный год
Преподаватель: Шелкунова Т.В.
Модуль 1
Характеристика современной семьи (8 часов)
Занятие 1-2. Особенности современной семьи (4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Типологии семьи.
2. Современные формы брачно-семейных отношений.
3. Особенности современной модели семьи.
4. Жизненный цикл семьи.
5. Психологически неблагополучные и благополучные семьи.
Методические рекомендации:
1) повторить лекционные материалы по данной теме.
2) подготовиться к терминологическому диктанту, проработав следующие понятия: моногамная семья, полигамная семья, нуклеарная семья, расширенная семья, повторная семья, неполная семья, материнская семья, «пустые гнезда».
3) изучить рекомендованную основную литературу и составить план ответа по каждому вопросу, предлагаемому для обсуждения на занятии.
4) выполнить конспекты статей:
· Ослон В. Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей разрешения проблемы сиротства в России // Вопр. психол. 2001. №3. С. 79-91.
· Сапоровская М.В. Социальная поддержка семьи и в семье // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума (16-18 сентября 2004г.). Томск: ТГУ, 2004.
· Хорошенкова А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема. Материалы Всероссийской интернет-конференции «Психологические проблемы современной российской семьи – 2004». liders-help@psychosfera.ru.
|
5) написать сочинение «Моя семья», используя изученный теоретический материал по теме занятия.
6) подготовить реферат по одной из предложенных тем:
- «Психологические особенности многодетной семьи»;
- «Развитие ребенка в неполной семье»;
- «Альтернативные формы брака и семьи»;
- «Приемные семьи»;
- «Типологии проблемных семей»
Литература:
Основная:
1) Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2006.
2) Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
3) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. М.: “Академия”, 2002.
Дополнительная:
1) Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М.: Просвещение, 1988.
2) Психология семейных отношений / сост. С.А. Векилова. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
3) Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М.: “Флинта”, 1996.
4) Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
5) Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: “Академия”, 2000.
Занятие 3. Динамика развития семьи (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Периодизации жизненного цикла семьи.
2. Функционирование семьи на разных стадиях жизненного цикла.
3. Молодая семья, ее задачи и особенности.
4. Семейные кризисы.
Методические рекомендации:
1) повторить лекционные материалы по данной теме.
2) изучить рекомендованную литературу и составить план ответа по каждому вопросу, предлагаемому для обсуждения на занятии.
3) Выполнить конспект: Лидерс А.Г. Системный подход в современной семейной психологии; только с. 7–15 (в книге Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. – Москва – Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2004).
|
Литература:
Основная:
1) Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004.
2) Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2006.
3) Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. Москва – Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2004.
4) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. М.: “Академия”, 2002.
Дополнительная:
1) Алешина Ю.В. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. М.: Просвещение, 1987.
2) Васильева Н.Л. Процесс индивидуализации как условие нормального развития семьи. СПб.: Питер, 2001.
3) Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб.: Речь, 1993.
Занятие 4. Функционально-ролевая структура семейных отношений (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие функций семьи.
2. Многообразие семейных функций.
3. Ролевая структура семьи.
4. Конвенциональные и межличностные роли.
Методические рекомендации:
4) изучить рекомендованную литературу и составить план ответа по каждому вопросу, предлагаемому для обсуждения на занятии.
5) выполнить конспекты статей:
· Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. №2.
· Лидерс А.Г. Системный подход в современной семейной психологии; только с. 15–25 (в книге Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. Москва – Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2004).
· Шапиро А. З. Психолого- гуманистические проблемы позитивности- негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. 1994. №4.
|
· Швец А.М. Толерантность как способ преодоления кризиса семьи в России // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума (16-18 сентября 2004г.). Томск: ТГУ, 2004.
Литература:
Основная:
1) Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004.
2) Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2006.
3) Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
4) Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. Москва – Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2004.
5) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. М.: “Академия”, 2002.
6) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., Питер, 1999.
Дополнительная:
1) Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М.: Просвещение, 1988.
2) Психология семейных отношений / сост. С.А. Векилова. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
3) Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
7) Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: “Академия”, 2000.
Модуль 2.