Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ




Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК) РФ как систематизированный свод правовых норм, во взаимосвязи и содержательном единстве регулирующих уголовное судопроизводство в целом и отдельные его части, этапы, стадии, институты − с учетом их общих свойств, черт и проявлений, − призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики, чем и обусловливается запрещение данного Кодекса в качестве закона, регулирующего производство по уголовным делам.

Структура действующего в настоящее время УПК построена на основе поэтапности производства по уголовным делам, т.е. внимание вновь уделяется в первую очередь системе стадий уголовного судопроизводства.

В УПК содержится 5 частей, 17 разделов, 55 глав, 475 статей.

1. Общие положения, где содержатся нормы, определяющие понятие самого уголовно-процессуального законодательства и пределы его действия; принципы уголовного судопроизводства; нормы, регулирующие осуществление государственными органами уголовного преследования. Устанавливающие основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования; перечислены участники уголовного процесса и очерчен круг полномочий каждого из них, в первую очередь суда, стороны обвинения и стороны защиты.

Также перечислены обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе кого-то из его участников; нормы, содержащие понятие доказательств, обстоятельств, подлежащих доказыванию и регламентирующих процесс самого доказывания; перечислены меры процессуального принуждения и изложены условия их применения. Порядок заявления ходатайств и порядок их рассмотрения субъектами уголовного судопроизводства; процессуальные сроки и процессуальные издержки; а также основания и порядок реабилитации.

2. Досудебное производство, т.е. часть, содержащая нормы, регулирующие порядок стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, с момента возбуждения уголовного дела, вплоть до его направления с обвинительным заключением или с обвинительным актом (выносится дознавателем) в суд для его дальнейшего рассмотрения по существу, либо до прекращения производства по уголовному делу.

3. Судебное производство. Данная часть содержит нормы, регулирующие порядок подготовки к судебному заседанию, назначение судебного заседания, проведение предварительного слушания, а также проведение самого судебного заседания, вплоть до вынесения приговора. Также содержит регламентацию особого порядка судебного разбирательства; производства в суде присяжных; производства в суде второй инстанции; исполнения приговора; пересмотра судебных решений в порядке надзора, а также возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

4. Особый порядок уголовного судопроизводства. В этой части содержатся нормы, регулирующие производство по отдельным категориям дел и в отношении отдельных категорий лиц.

5. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Это завершающая часть уголовно-процессуального кодекса, нормы которой регулируют порядок взаимодействия субъектов Российского уголовного процесса с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

По разделам Уголовно-процессуальный кодекс делится следующим образом:

1) общие положения;

2) участники уголовного судопроизводства;

3) доказательства и доказывание;

4) меры процессуального принуждения;

5) ходатайства и жалобы;

6) иные положения;

7) возбуждение уголовного дела;

8) предварительное расследование;

9) производство в суде первой инстанции;

10) особый порядок судебного разбирательства;

11) особенности производства у мирового судьи;

12) особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;

13) производство в суде второй инстанции;

14) исполнение приговора;

15) пересмотр, вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда;

16) особенности производства по отдельным категориям дел;

17) порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

Большая часть статей – 419 – содержится в 3 частях и 15 разделах. В них описаны общие положения и конкретные стадии. 53 статьи составляют содержание четвертой части и 16-го раздела. В них включены предписания, регламентирующие производство с учетом специфики конкретных категорий уголовных дел. И, наконец, УПК РФ в пятой части и 17-м разделе в двадцати статьях содержит предписания о порядке взаимодействия российских субъектов с иностранными должностными лицами и организациями в сфере уголовного судопроизводства.

 

1.3 Работа по подбору, расстановке и повышению деловой квалификации работников суда

 

Отбор кандидатов на должность мирового судьи конкретного участка производится квалификационной коллегией судей на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Квалификационная коллегия судей дает свое заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Квалификационная коллегия судей представляет заключение на рекомендуемого кандидата председателю Мурманского областного суда.
Порядок назначения на должность мировых судей:

1. Мировые судьи назначаются на должность Мурманской областной Думой по представлению председателя Мурманского областного суда.
Решение об отклонении представленной кандидатуры на должность мирового судьи должно быть мотивировано.

2. Мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит на заседании Мурманской областной Думы присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

3. О назначении на должность мирового судьи судебного участка население оповещается через средства массовой информации.

4. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи – не позднее чем через 10 дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Дополнительное профессиональное образование мировых судей:
Мировой судья, впервые назначенный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на этот период заработной платы.

Освобождение мирового судьи от прохождения профессиональной переподготовки осуществляется по основаниям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка мировых судей осуществляется на основе договоров, заключаемых органом исполнительной власти Мурманской области, уполномоченным Правительством Мурманской области (далее – уполномоченный орган), с образовательными организациями, и проводится с отрывом от работы.
Общая продолжительность профессиональной переподготовки мирового судьи устанавливается в соответствии с образовательными программами образовательной организации и не может превышать шести месяцев.

Период прохождения профессиональной переподготовки мирового судьи включается в стаж работы в должности мирового судьи.

Направление мирового судьи на профессиональную переподготовку осуществляется уполномоченным органом по согласованию с Управлением Судебного департамента в Мурманской области (далее - Управление Судебного департамента) и Мурманским областным судом не позднее 12 месяцев со дня назначения его на должность.

По окончании профессиональной переподготовки мировой судья предъявляет в уполномоченный орган и Управление Судебного департамента документ о профессиональной переподготовке государственного образца.

Мировой судья обязан повышать квалификацию. Повышение квалификации мировых судей осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы в форме обучения в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей.

Повышение квалификации мировых судей осуществляется на основе договоров, заключаемых уполномоченным органом с образовательными организациями, и проводится с отрывом от работы.
Общая продолжительность повышения квалификации мирового судьи устанавливается в соответствии с образовательными программами образовательной организации и не может превышать одного месяца.
Период прохождения повышения квалификации мирового судьи включается в стаж работы в должности мирового судьи.
Направление мирового судьи на повышение квалификации осуществляется уполномоченным органом по согласованию с Управлением Судебного департамента и Мурманским областным судом.

По окончании прохождения повышения квалификации мировой судья предъявляет в уполномоченный орган и Управление Судебного департамента документ о повышении квалификации государственного образца.

 

1.4 Распределение обязанностей между судьями по рассмотрению судебных дел, по другим вопросам судебной деятельности

 

Распределение дел между судьями зависит от количества судей и их деловых качеств, особенностей района, материально-технического обеспечения и количества поступающих дел.
Принцип распределения обязанностей:

1. Территориальный

2. Функциональный

3.Территориально-функциональный – судья рассматривает только уголовные или только гражданские дела.

4.Текущее распределение дел – судьи рассматривают дела по мере поступления заявления.

В аппарат суда входят:

1. Помощники председателя суда и судей,

2. Начальники отделов

3. Их заместители

4. Консультанты

5. Главные специалисты

6. Секретари суда

7. Секретари судебных заседаний.

Прием посетителей ведут все судьи, включая председателя.

Состав районного суда:

1. Председатель;

2. Заместитель председателя;

3. Судьи;

4. Аппарат суда;

5. Администратор.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется с учетом ряда факторов: объема нагрузки по рассмотрению дел, особенности профессиональной подготовки и деловых качеств того или иного судьи, специфика криминогенной ситуации в районе и ряда других.
Практика выработала ряд подходов (принципов) распределения дел.
Зональный. Территория района делится на зоны – участки по количеству судей районного суда. Судья, за которым закрепляется определенный участок, рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, а также решает другие вопросы, отнесенные к полномочиям судебной власти, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания в случаях возможного отсутствия судьи (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) за одним участком могут закрепляться двое судей.
Предметный (функциональный). За каждым судьей закрепляется определенная группа дел: гражданские или уголовные с дальнейшей разбивкой с учетом их содержания: семейные, трудовые, жилищные − по гражданским делам; преступления против собственности, против жизни и здоровья, порядка управления, экологические и другие − по уголовным делам.

Предметно-зональный. Согласно этому принципу судьи в пределах закрепленной за ними территории специализируются на рассмотрении определенных категорий уголовных или гражданских дел.
Смешанный принцип, когда текущее распределение дел основывается на тех заявлениях, которые поступили к судье в день приема им граждан, или дел, направленных ему председателем суда.
Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от количества уголовных, административных дел определяется число судей и народных заседателей. При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи.
Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество.
В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего, он распределяет обязанности между судьями.

Один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой – гражданских, третий – административных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Возможна также специализация судей по категориям дел, например, по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально конкретным судьям.
Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. На него возлагаются также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан.
Для четкой организации работы необходим вспомогательный аппарат суда. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей.

 

1.5 Контроль за отдельными участками работы

 

Правильная постановка делопроизводства у мирового судьи является одним из важнейших условий надлежащей организации его работы, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений, четкого культурного обслуживания обращающихся на судебный участок граждан, а также представителей предприятий, учреждений и организаций.
Мировой судья организует, в соответствии с настоящей Инструкцией, Инструкцией по ведению судебной статистики в судах общей юрисдикции Российской Федерации, Инструкцией о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов на судебных участках мировых судей с соблюдением установленных государственных стандартов, общее руководство делопроизводством и отвечает за его состояние в пределах своего судебного участка.
Осуществляет контроль за соблюдением сроков прохождения по судебному участку дел и материалов.
Контролирует правильность и достоверность внесения необходимых данных о движении дел и документов в процессуальные журналы и учетно-статистические карточки на дела.
Мировой судья, в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществляет контроль за своевременностью и достоверностью размещения сведений о находящихся в производстве делах, а также текстов, вынесенных судебных актов на официальном сайте мировых судей Мурманской области.
В соответствии с действующим законодательством дает разрешение на выдачу или направление по почте судебных дел, материалов, документов по запросам компетентных органов.
Следит за своевременным отбором и сдачей в архив документов своего судебного участка, а также за ежегодным отбором и уничтожением дел и материалов, сроки хранения которых, истекли.
Мировой судья систематически, не реже одного раза в квартал обязан проверять состояние делопроизводства на судебном участке и своевременно принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков.
Мировой судья проверяет организацию ведения делопроизводства на соответствующем судебном участке, в том числе правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещественных доказательств, передаваемых мировому судье, с проставлением его росписи в получении в журнале учета вещественных доказательств, своевременность исполнения приговоров, решений, определений, постановлений, в том числе в части вещественных доказательств, о чем производится соответствующая запись в журнале, правильность ведения всех предусмотренных процессуальных журналов, учетно-статистических карточек, своевременность и достоверность размещения сведений о находящихся в производстве делах, а также текстов, вынесенных судебных актов на официальном сайте мировых судей города Мурманск.
По итогам проведенной проверки делопроизводства мировой судья соответствующего судебного участка составляет акт с указанием выявленных нарушений, сроков их устранения и ответственных лиц.

 

1.6. Организация приема посетителей и рассмотрение жалоб, писем, заявлений граждан

 

Мировой судья ведет прием устных и письменных обращений граждан, в том числе осуществляет прием граждан по вопросам организации деятельности судебного участка, а также по жалобам на действия (бездействие) сотрудников аппарата мирового судьи, не связанным с рассмотрением дел.
Прием граждан мировым судьей проводится в соответствии с утверждаемым им графиком.
В случае отсутствия мирового судьи в назначенный день приема (отпуск, болезнь, должность мирового судьи на данном судебном участке вакантна и др.) прием граждан осуществляет мировой судья, исполняющий его обязанности в соответствии с утвержденным им графиком приема граждан.
Помощник мирового судьи, секретарь суда (на судебном участке, где нет должности помощника мирового судьи), а также заведующий сектором делопроизводства (на судебных участках, где организован сектор делопроизводства), либо лицо, их замещающее на период отсутствия (далее – сотрудник, ответственный за прием граждан), осуществляют прием устных и письменных обращений (исковых заявлений, заявлений о вынесении судебных приказов, других заявлений, ходатайств, запросов, жалоб и т.д.), предоставляют гражданам необходимую информацию, создают условия для реализации прав граждан на получение копий судебных постановлений и на снятие копий с помощью технических средств, информируют граждан о результатах рассмотрения их обращений мировым судьей, оказывают информационно-консультативную помощь в разъяснении процессуального законодательства и организации судебного делопроизводства.
При ведении приема сотрудник, ответственный за прием граждан, должен вежливо и корректно общаться с гражданами независимо от их эмоционального состояния и уровня культуры; ясно и четко отвечать на возникшие вопросы; внимательно выслушивать граждан независимо от их социального положения и уровня образования.
Информация о справочном телефоне, времени приема граждан мировым судьей и сотрудником, ответственным за прием граждан, размещается на информационном стенде, а также на официальном сайте судебного участка в сети Интернет.
Сотрудник, ответственный за прием граждан, осуществляет прием граждан ежедневно в течение рабочего дня, без предварительной записи в порядке очередности. При приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
В интересах обеспечения защиты прав граждан ведение приема может сопровождаться аудио- и видеозаписью, о чем граждане уведомляются до начала приема.
Во время приема граждан, а также при их обращении по телефону гражданам могут даваться устные разъяснения о подведомственности рассмотрения интересующих их вопросов, порядке обращения, компетенции мирового судьи, порядке получения информации об итогах рассмотрения письменных обращений

Сотрудник, ответственный за прием граждан, при приеме не имеет права оказывать юридическую помощь лицам, обратившимся в суд, за исключением предоставления информации по вопросам оформления обращений, подаваемых мировому судье, порядка их подачи, порядка получения ответа или запрашиваемых документов.
Сотрудник, ответственный за прием граждан, при осуществлении приема обязан оказывать помощь по следующим вопросам:

1.Порядок принятия искового заявления (заявления о вынесении судебного приказа, других заявлений, ходатайств, запросов) к производству мирового судьи;

2. Порядка подачи апелляционной (частной) жалобы;

3. Основания отказа в принятии, оставления без рассмотрения, возвращения искового заявления (заявления, жалобы), предъявления встречного искового заявления;

4. Оплата государственной пошлины, оснований для освобождения от ее уплаты, уменьшения размера государственной пошлины, предоставления отсрочки (рассрочки) ее уплаты;

5.Порядок выдачи копий судебных и иных документов;
так же другими вопросам судопроизводства, за исключением вопросов, касающихся применения материального права, оценки доказательств, и т.п. вопросов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14.05.1981 № (81)7 и от 11.09.1995 № (95)12 суды не вправе давать юридические советы. Консультации по существу дела, чтобы не нарушать принципов равноправия и состязательности сторон судопроизводства, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Сотрудник, ответственный за прием граждан, при осуществлении приема вправе:

1. запрашивать и использовать в своей работе необходимую информацию;

2. привлекать других сотрудников судебного участка мирового судьи для подготовки ответов на поступившие вопросы;

3. обратиться к мировому судье для разрешения конкретного вопроса.
Устные ответы и разъяснения на устные обращения граждан даются, как правило, в день обращения. Если дать устный ответ (разъяснение) в день обращения не представляется возможным или гражданин настаивает на предоставлении письменного ответа, ему дается устное разъяснение о сроке и порядке получения ответа.
Для получения письменного ответа по итогам приема гражданину предлагается письменно изложить смысл своего вопроса (предложения, жалобы).

В случаях, когда разрешение вопроса, с которым гражданин обратился, не относится к компетенции мирового судьи, гражданину разъясняется, в какой суд (орган) следует обратиться для разрешения данного вопроса.
Сотрудник, ответственный за прием граждан, обязан оказывать содействие гражданам в правильном указании в письменном обращении названия должности, фамилии, имени, отчества адресата (в именных обращениях), наименования судебного участка мирового судьи.
Сотрудник, ответственный за прием граждан, несет ответственность за качество приема граждан.
В случае возникновения по причинам, связанным с организацией работы судебного участка, проблемных ситуаций, препятствующих предоставлению лицу, обратившемуся в суд, запрашиваемой информации, выдаче запрашиваемых документов, принятию подаваемых им документов, сотрудник, ответственный за прием граждан, обязан принять максимально возможные меры. Для скорейшего разрешения ситуации по существу, в том числе обратиться в Агентство по делам юстиции и мировых судей города Мурманск.
Сотрудник, ответственный за прием граждан, не имеет права предоставлять следующую информацию:

1. Номера личных телефонов судей и сотрудников аппарата мирового судьи;
2. Информацию, составляющую служебную, коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну, а также другие, не подлежащие распространению сведения, ставшие известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием может быть прекращен. Информация о поведении гражданина отражается в журнале учета приема обращений граждан.

Граждане в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения на прием не допускаются.

 

1.7 Планирование работы суда и контроль за исполнением плановых мероприятий

 

Дисциплина труда.
Судьи, администратор суда и работники суда обязаны:

1. Исполнять свои должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2. Соблюдать Кодекс Судейской этики, утвержденный 02.12.2004 6-м Всероссийским съездом судей (для судей);

3.Соблюдать трудовую дисциплину в соответствии с Правилами поведения работников аппарата суда, утвержденными Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27.04.2006 № 156 (для работников аппарата суда);

4. Соблюдать требования должностных регламентов, этических норм поведения государственного служащего, хранить государственную и служебную тайну;
5. Бережно относиться к средствам оргтехники, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
6. Выполнять должностные инструкции (для обслуживающего персонала) и инструкции по охране труда;
7. Проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость.
Все работники суда обязаны соблюдать утвержденные председателем суда Правила внутреннего трудового распорядка суда, разработанные на основании постановления Совета судей Российской Федерации от 18.04.2003 № 101 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов» и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иными нормативными правовыми актами и имеют целью установление порядка работы суда, укрепление служебной и исполнительской дисциплины, рационального использования рабочего времени судьями, работниками аппарата суда и обслуживающего персонала суда.
Обеспечение безопасности деятельности суда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и «Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством РФ установленного порядка деятельности судов», утвержденным Приказом Минюста РФ от 27.12.2006 № 384.

Под обеспечением установленного порядка деятельности суда понимается следующий комплекс мер:
1. Обеспечение в суде безопасности судей, работников аппарата суда, участников судебного процесса и свидетелей;
2. Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
3. Обеспечение охраны здания суда, совещательной комнаты и судебных помещений в рабочее время;
4. Проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
5. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
6. Взаимодействие с сотрудниками милиции, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
7. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
8. Осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд.

 

1.8 Процесс назначения дела к слушанию

 

Полномочия и порядок деятельности мирового судьи при назначении и подготовке судебного разбирательства.
Уголовные дела частного обвинения по общему правилу возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи в суд заявления потерпевшим или его законным представителем. Иной порядок предусмотрен в случаях, когда дело частного обвинения возбуждается по правилам ч. 4 ст. 20 УПК либо в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК (ст. 318 УПК).
Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Мировой судья под подпись предупреждает заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК и разъясняет ему право на примирение с лицом, в отношении которого подается заявление.
Если поданное заявление не отвечает требованиям ч. 5, б ст. 318 УПК, мировой судья возвращает его заявителю, о чем выносит постановление, в котором предлагает ему привести заявление в соответствие с указанными в законе требованиями и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного предписания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству. При несоответствии поданного заявления требованиям п. 4 ч. 5 ст. 318 УПК мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела согласно ч. 4 ст. 20 УПК.

Если же заявление подано в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК, мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 448 УПК. Во всех случаях о принятом решении мировой судья уведомляет заявителя.
С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Мировой судья обязан разъяснить ему права, предусмотренные ст. 42, 43 УПК, что фиксируется в протоколе, подписываемом судьей и лицом, подавшим заявление.
В случае если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.

Если же будет установлено, что лицо, в отношении которого подано заявление, относится к категории лиц, указанных в ст. 447 УПК, то мировой судья отменяет постановление о принятии заявления потерпевшего или его законного представителя к своему производству. Направляет материалы руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 448 УПК, а также уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя.

Рассмотрев поступившее заявление и установив наличие оснований для назначения судебного заседания, мировой судья в течение семи суток со дня поступления заявления в суд вызывает лицо, в отношении которого подано заявление, знакомит его с материалами уголовного дела, вручает копию заявления, разъясняет и рана подсудимого в судебном заседании, предусмотренные ст. 47 УПК. Также выясняет, кого, по мнению данного, лица, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей защиты, о чем у него берется подписка.

Если же лицо, в отношении которого подано заявление, не явилось в суд, копия заявления с разъяснением прав подсудимого, а также условий и порядка примирения сторон направляется подсудимому.

В случае, когда стороны не могут самостоятельно собрать доказательства, мировой судья по их ходатайству вправе оказать им в этом содействие.
Если после разъяснения сторонам возможности примирения от них поступят соответствующие заявления, то мировой судья выносит постановление о прекращении производства по уголовному делу. Однако в ситуации, когда дело было возбуждено следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в соответствии с ч. 4 ст. 147 УПК, оно может быть прекращено в связи с примирением сторон только в порядке, предусмотренном ст. 25 УПК. Если же примирение между сторонами не достигнуто, то мировой судья назначает рассмотрение уголовного дела в судебном заседании и осуществляет подготовительные действия в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 33 УПК.
В ст. 320 УПК указано, что по уголовному делу, поступившему в суд с обвинительным актом, мировой судья принимает решения и проводит подготовительные действия в порядке, установленном гл. 33 УПК, а ссылки на гл. 34 УПК в данной статье нет. Однако анализ норм, содержащихся в названных главах, позволяет заключить, что при наличии оснований, предусмотренных ст. 229 УПК, мировой судья должен провести предварительное слушание и по его результатам принять одно из решений, предусмотренных ст. 236 УПК.
Особенности назначения и подготовки судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей.
Уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей в случае, если подсудимый заявляет ходатайство о рассмотрении дела в данном составе. Такое возможно только по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК. За исключением дел о преступлениях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 131, ч. 4 и 5 ст. 132, ч. 6 ст. 134, ч. 1 ст. 212, ст. 275, 276, 278, 279 и 281 УК (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК). Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых.

Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд, при условии что это не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения дела, рассматривает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
В суде с участием присяжных заседателей предварительное слушание проводится в общем порядке, предусмотренном гл. 34 УПК. При этом в постановлении о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания судья отмечает, что уголовное дело назначено к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. В нем он также определяет количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20), которые подлежат вызову в судебное заседание, и указывает, открытым, закрытым или частично закрытым и в какой части закрытым будет судебное заседание. Вынесенное судьей постановление является окончательным, а последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела данным составом суда не принимается. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе (ст. 325 УПК)[3].

После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей осуществляются подготовительные действия, предусмотренные ст. 326 УПК. Вместе с тем по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.

При этом проводится проверка наличия предусмотренных ст. 3 и 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[21] обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Также учитывается, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: