Смерть одна, да болезней тьма




Месяц ты, месяц

 

Однажды случилась у меня неприятность. Был я в этнографической экспедиции в Зауралье, в староверческом поселении. И вдруг разболелся зуб, да так сильно, что совсем невмоготу стало. Что тут делать? До города путь далекий, до зубного врача, пожалуй, и за несколько дней не доберешься. Приуныл я. Приметила мои страдания хозяйка, у которой в доме на постое стоял, и говорит:

— Сходи-ка ты, сынок, к Сафронихе. Она у нас знахарничает... — и показала куда идти. Пришел я к Сафронихе на двор. Нашел ее на огороде. Сафрониха старенькая, маленькая, с большими ясными глазами на морщинистом, обветренном лице. Посмотрела она на мою распухшую щеку и, ничего не спрашивая, сказала:

— Как засмеркается под зарю, так пособлю.

Пришлось ждать вечера. Сафрониха тем временем надавила чесноку, нарезала корешки подорожника, перемешала, положила в тряпочку. Потом приложила тряпочку к моей руке на самый сгиб, где пульс врачами прощупывается. Я недоверчиво подумал: “При чем тут рука? Да еще не со стороны больного зуба?” На улице смеркалось. Сафрониха вывела меня на крыльцо. Окунула палец в кружку с водой, как потом сказала — с «наговорной», просунула палец мне в рот к больному зубу и прижала к распухшей десне. Поглядывая на только что появившийся месяц, стала быстро, почти шепотом приговаривать слова:

“Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые ножки! Первым разом, добрым часом — с облаков сойди, зубную скорбь сними...”

Когда Сафрониха закончила, к моему большому удивлению и радости, боль стала утихать. Утром зуб уже не болел.

 

Волосень

 

После этого случая, вместе со старинными песнями и обрядами, я стал записывать заговоры, рецепты всевозможных лекарственных снадобий, стал искать встреч с сельскими знахарями. А наблюдать и записывать было что. Пришлось мне в начале семидесятых годов пробыть все лето в деревне Чудовка Вологодской области. И вот что там произошло. У пастуха распух большой палец на ноге, появилась рана. Обернул он больную ногу тряпицей, сверху кожей обмотал, перевязал и ходит по деревне. У плетня мужики сидят и говорят ему:

— Эй, Сидорка, иди-ка к Ефросинье Беловой. Она тебе с пальца выдавит, волосень вытянет.

А он в ответ:

— Да что она понимает!

— Ну, дурень! — кричат мужики. — Смотри, ногу потеряешь, отрежут!

Не верил Сидорка в старушечьи наговоры. Лег в больницу. Врачи лечили ему ногу, лечили, и ничего не помогло. Отрезали. Вернулся Сидорка в деревню на культяпке, колтыхает по дороге. А в соседнем селе у одного мужика под коленом такая же рана случилась, и у врача он был, и лекарством лечил, ничего не помогает, не залечивается. Пришел он к Ефросинье Беловой. Посмотрела она на рану и велела приходить к утренней заре. Пришел мужик. Повела она его за околицу и спрашивает по дороге:

— Веришь ли, что излечу?

— Верю, бабушка! — отвечает мужик.

И так пока шли, три раза выпытывала. Пришли и встали на самую середину сжатого пшеничного поля. Ефросинья Белова говорит:

— Ох, боюсь увидишь, испугаешься. Закрой-ка глаза.

И завязала ему платком глаза. Как только солнце из-за леса показалось, заря разыгралась, взялась она лечить: заговор читать, наговорной водой рану промывать, из раны дурную кровь в пузырек сливать, под конец смоляную лепешку налепила. И так три дня по утренним и вечерним зорям мужика лечила и все глаза ему завязывала. А когда на третий день закончила, развязала глаза и показывает ему пузырек. Мужик как поглядел, даже ахнул от удивления: в пузырьке, в слизи плавал длинный, свитый в клубок, толстый черный волос. Рана у мужика быстро зажила.

Смерть одна, да болезней тьма

 

Сельского знахаря очень трудно разговорить, что-либо выведать у него — дело бесполезное. Обычно, ни целительских секретов своих не раскроет, ни заговоров не расскажет, ни состав лечебного снадобья не покажет. И отговорка есть: “Тайное в явное не должно прибывать, иначе болезному не станет вспомогать”. И все же Ефросинье Беловой я в доверие вошел. Увидев, что я сведущ в знахарских делах, знаю много заговоров, неведомых ей, она имела явное ко мне расположение. И вот что она рассказала:

— Смерть одна, да болезней тьма. Кто-то их должен вылечивать, изгонять. У меня это делала и мать, и бабушка, и прабабушка. Я знахарство по наследству приняла. Они меня учили: на живом все заживет, потому хворь-болестьизгонима. Да и на всякую болесть зелье вырастает. Чтобы поиметь силу-мочь и болезному помочь, нужно верить в Бога и умело свое дело справлять. Хвори-болести бывают напосыльные: от неба и земли, воздуха и воды. Они в белое тело входят. Те мной изгоняются. А есть от духа: от своего же худого помысла возникают, от сердечной злобины, от завидков и недоброты или от кручины-тоски. Болесть духа без покаяния, без сердечного усердия самого болезного — не уйдет. Каждый хворый может изогнать из себя худой недуг своей волей, верой-духоборием: своим духом болесть уйдет пухом!

Хворь-болесть имеет свои имена. Вот в лихорадке “трясовице” есть двенадцать зловредных старух. Они приходят ночью во сне. Одну зовут Трясея: она испуг наводит и трясцой изводит. Другую — Огнея: как печь смоляными дровами распаляется, так Огнея жжет тело человеческое. У третьей имя Ледея: она как лед студеный, знобит человека, и не может от него человек и на печи согреться. Четвертая — Глядея: и та всех ужасней, в ночи человеку сна не дает, и в уме он мешается. Самая проклятая — Невея: поймает человека и не может тот человек жив быть...

 

Полуношная щетинка

 

Встречался я и с другими знахарями. У каждого были свои, особые средства лечения, и определенный круг болезней, что они могли лечить. Издавна в народе считали, что есть болезни, которые можно вылечить только средствами народной медицины — это сглаз и порча, волосень и щетинка, исполох и укус... В одном архангельском селе я стоял на постое в доме, где жила большая семья с детьми. И неожиданно маленький ребенок ночью перестал спать, он плакал, сучил ножками, выгибал спинку, пяточки на ногах сделались красными, что-то его беспокоило. Бабушка сказала:

— Ну, это щетинка! Надо Ваньку в байну тащить.

Натопили баню, ребенка этого хорошо напарили, при этом приговор произносили: “Я мою и парю раба божьего Ваню, ношную-полуношную щетинку унимаю. Не будь, щетинка, у ребенка, а будь, щетинка, у свиненка!”

Затем намяли мед с мукой и стали по плечикам и верхней части спины раскатывать, накатали в тесто целый комочек волосков. Потом я этот комочек, накатанный со спинки ребенка, внимательно рассматривал. Непонятно было, как появились на спинке ребенка эти волоски, похожие на щетинки молодой свиньи. Со временем я узнал, что щетинка довольно часто бывает у маленьких детей. Одни пожилые женщины, лечившие ее, объясняли, что щетинка зарождается от “родимой грязи”, другие — что при родах “с позвоночником что-то случается”; третьи говорили — это из-за того, что беременная женщина переступала через животное с шерстью. Лечили щетинку всегда в бане, кто натирал ребенку спинку квасцами со слюной, кто свежим тестом на дрожжах, кто кислым тестом с золой, но щетинку всегда выводили.

Другой случай, который я наблюдал, произошел в смоленской деревне Истря. К местной старушке-лекарке привезли девушку с “черной рожей” — с большой опухолью под мышкой. От температуры и жара девушка совсем занемогла. Возили ее и к врачу, но он ничего не смог сделать. И вот старушка три дня по утренним и вечерним зорям лечила ее: наговаривала-шептала на ключевую воду, прикладывала медовые лепешки. Через три дня образовался нарыв, опухоль стала сходить. На глазах больной девушке становилось лучше, и она скоро совсем поправилась.

 

Весь материал «Народное целительство и колдовство» смотрите в книгах, которые представлены в разделе Персоналии — Науменко: «Тайны сознания»; «Этнография детства». Также о народном целительстве и колдовстве можно прочесть в новой книге: Науменко Г.М. Все тайны подсознания. — М.: АСТ, Астрель, 2009.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: