В шпоре есть или4. Формы государственного устройства




Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.

Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:

1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3) двухканальная система налогообложения;

4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Федерации можно классифицировать:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные;

б) национально-государственные;

в) смешанные;

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Также выделяют конфедерацию – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).

Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

 

 

Вопрос 6 Полит режим его виды

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Виды политических режимов

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

[править]Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения авторитаризма:

-социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

-социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[ источник не указан 1305 дней ].Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях [ источник не указан 1305 дней ].

[править]Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайнимцентризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

· тотальный государственный контроль над обществом;

· всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

· система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

· политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

· господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

· идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

· унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

· ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

· ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

[править]Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадкегосударства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

 

Вопрос 7: Правовое государство, понятие и признаки

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Яндекс.ДиректВсе объявления

 

Вопрос 8 Источники права, понятие и виды. Нпа понятие виды пределы действия

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:

· естественное право;

· нормативный правовой акт;

· нормативный договор;

· правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

· правовой обычай;

· религиозные догмы;

· правовая доктрина;

· принцип права;

· правосознание.

· Понятие «источник права» подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы выражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников:

· 1) материальные источники права — данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

· 2) идеальные источники права — состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

· 3) юридические источники права — это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

· Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юридические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юридическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права используется судебная практика.

 

· Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке, содержащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Вообще, нормативно-правовой акт — это основная и наиболее совершенная форма права. Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами:

· • исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,

· • его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирования юридически значимых общественных отношений,

· • имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию,

· • принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке,

· • его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

· ПРЕДЕЛЫДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

·

· 1. Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Существуют различные правила вступления в силу нормативно-правовых актов: акт вступает в силу с момента его принятия правотвор-ческим органом; акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей территории через десять дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти; акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.
2. Действие в пространстве. Определяется пределами территории, на которую распространяются их предписания.
3. Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Нормативные акты могут распространять действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, учителей, пенсионеров и др.). В таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

· Нормативно-правовой акт вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (федеральные законы, федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) или по истечении 7 дней со дня официального опубликования (акты Президента и Правительства); с иной даты, специально указанной в нормативно-правовом акте.

· Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.

· По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его обратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-правовым актом.

· Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:

· • окончания срока его действия, если акт носил временный характер и был издан на определенный срок;

· • прекращения его действия вновь принятым актом, регулирующим те же общественные отношения, либо актом более высокой юридической силы;

· • его отмены принявшим его органом.

 

Вопрос 9: онспект лекции: Понятие, признаки и виды правоотношений

 

Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.

Состав правовых отношений - совокупность элементов, необходимых для существования правовых отношений: субъекты; содержание правовых отношений (юридическое, фактическое (материальное)), объекты.

Признаки правовых отношений:

· 1) это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;

· 2) они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;

· 3) носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;

· 4) урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;

· 5) участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;

· 6) выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.

Виды правовых отношений:

По отраслевой принадлежности:

· - уголовно-правовые,

· - государственно-правовые,

· - административно-правовые и др.;

По функциональному назначению:

· - регулятивные,

· - охранительные;

По степени индивидуализации:

· - Относительные — в них определены все участники правовых отношений;

· - Абсолютные — в них определена одна сторона правовых отношений;

В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:

· - материальные,

· - процессуальные,

· - публичные,

· - частные;

В зависимости от количества участников:

· - простые — складываются между двумя субъектами;

· - сложные — между несколькими субъектами.

 

Вопрос 10:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: