Образовательный веб-квест «Синюшкин колодец»
Автор: Евсеева Ольга Михайловна
https://sinjusckin-kolodez.jimdo.com/ -ссылка на web-квест
Цель: Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки; анализировать сказ, его идейно-художественное своеобразие.
Задачи:
Образовательные:
· Учить использовать информационное пространство сети Интернет для изучения сказа П.П. Бажова “Синюшкин колодец”.
· Учить находить информацию, анализировать её, выделять главное, делать выводы.
Равивающая:
· Развивать интерес к литературе.
Воспитательная:
· Формировать на основе сказа такие нравственные ценности, как: доброта, бескорыстие, трудолюбие.
Формирование УУД при работе с Web-квестом:
Личностные УУД
1.Проявлять интерес к изучению языка; развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель на уроке; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текстов, уметь находить ответы на вопросы, используя произведение, свой жизненный опыт и информацию интернет-источников.
2. Развивать компьютерные навыки.
Коммуникативные УУД
1. Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли.
2. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
3.Оценивать свою и чужую речь
Место веб-квеста в образовательном процессе: УМК под. Ред. Б.А. Ланина,
II четверть, предмет литература, 5 класс, тема: «П.П.Бажов. Жизнь и творчество Сказ «Синюшкин колодец». Композиция сказа, своеобразие языка сказа. Нравственные уроки сказа», по программе 3 урока.
Тип: Уроки открытия новых знаний
Предварительное задание: прочтите сказ П.П. Бажова «Синюшкин колодец»
Центральное задание: поиск ответов на вопросы:
1. Что такое сказ и каковы его отличия от сказки?
2. Зачем в сказе противопоставлены образы Ильи и Кузьки?
3. Какую мудрость можно почерпнуть в «Синюшкином колодце»?
Общий план работы:
1.Выберите для себя одну из ролей, в которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
2.Внимательно изучите задание своей группы.
3.Познакомьтесь с критериями оценки веб-квеста.
4.Изучите интернет-ресурсы.
5.Результатом вашей работы станут викторина, словарик, сравнительная таблица и творческие работы.
6.Подготовьтесь к защите своей работы на уроке литературы.
7.После защиты работ проведите индивидуальную рефлексию, оценив свою работу и работу всей группы.
Количество ролей, их название:
1. Биографы.
2. Языковеды.
3. Психологи.
4. Режиссёры.
5. Литературоведы
Пошаговая инструкция (для каждой группы своя, со своими интернет-
источниками):
Биографы
Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь ссылками на Интернет – ресурсы, найдите необходимую вам информацию и выполните задания:
1. Изучите биографию П.П. Бажова, подготовьте выступление о жизни и творчестве писателя.
2. Составьте викторину из 7- 8 вопросов.
Языковеды
Просмотрите сказ "Синюшкин колодец". Воспользуйтесь ссылками на Интернет - ресурсы, найдите необходимую вам информацию и составьте словарик диалектных и профессиональных слов, использованных П.П. Бажовым.
Психологи
Распределите роли в вашей группе. Ваша задача – охарактеризовать героев.
Илья
Ответьте на вопросы, составьте и обоснуйте своё мнение о герое:
- Какой наказ бабка Лукерья дала Илье?
- Сколько раз встречалась Илье Синюшка? Как он себя вёл, что чувствовал?
- Почему в первый раз Илья отказался от богатства?
Синюшка
Ответьте на вопросы, обоснуйте своё мнение текстом:
- Найдите описания Синюшки в сказе. Что необычного в её облике?
- Можно ли сказать, что Синюшка «испытывала», проверяла Илью? Что она хотела выяснить?
Кузька Двоерылко
1. Ответьте на вопрос:
- Почему этого героя ни разу не называют Кузьмой, а только Кузькой или Двоерылко? Кем считают его на прииске?
2. Расскажите о второй встрече Ильи с Синюшкой от имени Кузьки: что он видел, какие мысли родились в его голове, какую оценку он даёт Илье и Синюшке?
Режиссёры
1. Перечитайте описание первой встречи Ильи с Синюшкой. Впишите свои режиссёрские ремарки: как выглядит герой, что делает, каково выражение его лица, как он произносит слова и т.д.
2. Посмотрите эпизод из фильма «Синюшкин колодец»(1978 г.) и сравните свою работу с режиссёрским решением в фильме.
Литературоведы
Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь ссылками на Интернет – ресурсы, найдите необходимую вам информацию и выполните задание:
1. Обсудите жанровые особенности сказа и сказки.
2. Составьте сравнительную таблицу, отражающую различия сказа и сказки.
Список интернет-источников для учащихся:
1. https://e.jimdo.com/app/s546120444de8de36/p19c3d404bf800775/
2. https://e.jimdo.com/app/s546120444de8de36/pcac92e728506311d/
3. https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2569-vidy_skazok_syuzhet_i_yazyk_skazok.html
4. https://sites.google.com/site/virtualmuzej/skaz-kak-zanr-literatury
https://youtu.be/5tKBfrhQ75E
Критерии оценки веб-квеста:
Критерии | Обоснование критериев | Баллы | |
Содержание | Понимание задания | - работа демонстрирует точное понимание задания; - включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; - включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; собранная информация не анализируется и не оценивается. | |
Полнота раскрытия темы | - полно; - частично; - не раскрыта. | ||
Изложение аспектов темы | - изложены полно; - частично; - не изложены. | ||
Логика изложения информации | - логичное изложение материала; - нарушение логики; - отсутствие логики. | ||
Самостоятельная работа группы | Слаженная работа в группе | - четко спланированная работа группы; - работа группы частично спланирована; - не спланирована работа в группе. | |
Распределение ролей в группе | - вся деятельность равномерно распределена между членами команды; - работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды; - несколько членов группы отвечают за работу всей команды. | ||
Авторская оригинальность | - уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров; - в работе присутствуют авторские находки; - стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности. | ||
Степень самостоятельности работы группы | - полная самостоятельность при выполнении работы; - частичная самостоятельность работы группы; - несамостоятельная работа группы. | ||
Защита работы | Качество выступлений | - аргументированность основных позиций, композиция выступления логична, полнота представления в докладе результатов работы; - нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации; - не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования. | |
Объем и глубина знаний по теме | - докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи; - докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний; - докладчики обнаруживают полное невладение материалом. | ||
Культура речи, манера держаться перед аудиторией | - выступающие уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории; - выступающие допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории; - выступающие теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории. | ||
Ответы на вопросы | - убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы; - не на все вопросы может найти убедительные ответы; - не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно. | ||
Деловые и волевые качества докладчика | - выступающий стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен; - выступающий готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность; - выступающий не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов. |
Оценка «5» - 110-80
Оценка «4» - 79 - 52
Оценка «3»- 51 -40
Оценка «2 – 39 - 0
Предполагаемый результат:
1. Создание викторины по биографии П.П. Бажова.
2. Создание сравнительной таблицы «Отличия сказа от сказки».
3. Создание памятки «Нравственные уроки Бажова».
4. Создание творческих работ.
Список использованных источников при оформлении web – квеста:
1. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/07/25/bazhovskikh-skazov-divnye-slova
2. Портрет Бажова https://go.mail.ru/search_images?frc=818015&gp=818015&q=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&frm=web#urlhash=8959468292861414289
3. Титульный лист https://go.mail.ru/search_images?frc=818015&gp=818015&q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&frm=web#urlhash=1846571900763728987
4. Жанр сказа https://sites.google.com/site/virtualmuzej/skaz-kak-zanr-literatury
5. Жанр сказки https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2569-vidy_skazok_syuzhet_i_yazyk_skazok.html
6. Фрагмент фильма https://youtu.be/5tKBfrhQ75E
7. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка/ Сост. Н.И. Савушкина. – М.: Просвещение, 1987. – с. 238 – 249.
8. Ланин Б.А. Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/Б.А. Ланин.Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под. Ред. Проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
9. Литература:5 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций/под ред. Проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2014.