(исследование из опыта работы)
Шкодина Ольга Витальевна,
педагог-психолог МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №4»
Дмитренко Галина Николаевна,
педагог-психолог МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – формированию у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Важность этой темы побудила к проведению исследования об усвоении знаний о здоровье детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа данной работы выявлена и обоснована необходимость и значимость использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении по формированию представлений дошкольников.
Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, компоненты, критерии, целевые ориентиры.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Дошкольный возраст является важным в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Сегодня сохранение и укрепление и здоровья дошкольников – одна из главных стратегических задач развития государства, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами:
· Законом ДНР «Об образовании»,
· Государственным Стандартом дошкольного образования,
· Типовой программой дошкольного образования «Растим личность».
В Государственном Стандарте дошкольного образования формирование представлений о здоровом образе жизни включает в себя:
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
|
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы «Растим личность» представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
- установка положительного отношения к миру и людям; быть подвижным, выносливым;
- владение основными движениями и уметь управлять ими;
- способность к волевым усилиям, следовать правилам и нормам поведения в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с людьми;
- выполнение правила личной гигиены и безопасного поведения;
- обладание элементарными знаниями о себе и мире, в котором живет, а также быть способен к принятию решений на основе этих знаний и умений.
С цельюизучения и формирования уровня представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста педагогами-психологами было проведено исследование в старшей группе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад № 4». В нём приняло участие 25 детей в возрасте 5-6 лет.
|
Актуальность данного исследования состояла в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход через использование здоровьесберегающих технологий.
В отношении детей дошкольного возраста основными показателями психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в дошкольное учреждение, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к деятельности для данного возраста, отсутствие отклонений в поведении. Изучение этих компонентов вошло в задачу данного исследования как в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Многие ученые (Воднева Е.В., Морозова О.В., Родионова Е.Б., Тихомирова О.Б.) выделяют компоненты развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческо-деятельностный.
В соответствии с выделенными компонентами развития навыков здорового образа жизни были определены критерии и показатели развития навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста (Л.Г. Касьянова), представленные в таблице.
Критерии (компоненты) развития представлений и навыков ЗОЖ | Параметры развития представлений и навыков ЗОЖ |
Когнитивный | Наличие знаний о строении и функциях человеческого организма, правилах здорового питания, значении физических упражнений и разного рода гимнастик, приемах проведения гигиенических процедур, закаливании, способах укрепления здоровья. |
Эмоционально-мотивационный | Понимание значения здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, интерес к правилам здорового образа жизни |
Поведенческо-деятельностный | Стремление самостоятельно использовать навыки здорового образа жизни в повседневной жизни, способность переносить умение в другую ситуацию |
|
Для выявления знаний дошкольников о здоровом образе жизни (когнитивный критерий) специалистами использовалась беседа, предложенная В.Г. Кудрявцевым, в которую были включены следующие вопросы:
1. Что такое здоровье?
2. От чего человек может заболеть?
3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
4. Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?
5. Что такое полезные привычки и вредные привычки?
6. Как можно закаляться?
Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка. В целом, дети продемонстрировали достаточно полные знания о том, зачем делать утреннюю гимнастику: «будешь сильным и здоровым», «тогда не будешь болеть». Довольно много знают о полезных и вредных привычках: «полезно кушать фрукты», «полезно заниматься спортом». Сложнее всего для детей оказались вопросы о том, от чего человек может заболеть и что нужно делать, чтобы быть здоровым: «человек болеет, если простудится», «если скушать что-то несвежее, заболит живот».
Для исследования навыков здорового образа жизни у старших дошкольников по эмоционально-мотивационному критерию была использована методика «Незаконченные предложения о здоровье», предложенная Л.Г. Касьяновой и адаптированная психологами для детей старшего дошкольного возраста. Была предложена игра «Закончи предложения»:
«Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай»
1. Мое здоровье …
2. Больной ребенок …
3. Я хочу, чтобы мое здоровье было …
4. Когда у человека что-то болит, то он …
5. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы …
6. Когда мой друг болеет, то я …
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе …
8. Иногда я болею, потому что …
9. Здоровый человек может …
10. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю …
Результаты показали, что ценностное отношение к здоровью на высоком уровне сформировано всего у 5 детей. Составленные детьми предложения показали отсутствие понимания необходимости заботиться о своем здоровье, недостаточно сформированную мотивацию к выполнению правил здоровой жизни. Так, предложение «Мое здоровье …» дети заканчивают так: «… это когда я не болею». Предложение «Я хочу, чтобы мое здоровье было …» дети заканчивают словами: хорошим, крепким, сильным. Дети недостаточно четко понимают, что о здоровье можно заботиться в процессе какой-либо деятельности, что больные люди требуют помощи и заботы. Предложение «Больной ребенок …» они заканчивали так: «…грустный», «… должен идти в больницу». Дети с низким уровнем развития навыков здорового образа жизни по эмоционально-мотивационному критерию практически не интересуются темой здоровья.
В результате диагностики были выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Проанализировав данные результаты диагностики, специалисты убедились, в целесообразности выбранной темы и необходимости работы с детьми, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта.
С целью реализации работы по формированию здорового образе жизни у детей, сохранению здоровья и заботы о себе, в дошкольном учреждении созданы определённые материально-технические условия: спортивная детская площадка на улице и спортивный зал в здании, в котором имеется спортивный инвентарь (беговая дорожка, силовой тренажёр, сухой бассейн, велотренажёр), различные дорожки, лесенки, мячи; центры уединения, в котором ребёнок может расслабиться и побыть один, комната психологической разгрузки; организован зимний сад, с огородом на подоконнике.
Приступая к выполнению исследования, был подготовлен просветительский блок для родителей и педагогов, который включал: папки передвижки «Откуда берётся здоровье», «Ваш выбор – быть здоровым», «Не лечите самостоятельно», «Здоровый образ формируется в семье», стендовую информацию: «А правильно ли мы чистим зубы?», «Здоровый ребенок – здоровая семья!», буклеты на тему «Помоги мне, мама, быть здоровым!», «Ребёнок и табачный дым – несовместимы!».
Педагоги-психологи провели занятия по разрешению проблемных ситуаций (И.М. Новикова), которые позволили проследить умения детей выбирать полезную и вредную еду и окружающую среду для укрепления здоровья. В проблемной ситуации «Полезная покупка» задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах. В ситуации «Место для отдыха» задание направлено на выявление навыка детей определять влияние окружающей среды на здоровье людей.
По результатам наблюдения можно сказать, что почти все дети заботятся о своем здоровье и знают, как необходимо формировать здоровый образ жизни. Количество детей, не имеющих представлений о здоровом образе жизни, после занятий значительно снизилось. Тем не менее, остались дети, которые не усвоили знания о формировании здорового образа жизни, не знающие о вредных привычках, правильной и полезной еде.
Следует отметить, что использование в работе со старшими дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий (занятия, игры, прогулки, режимные моменты и т.д.) положительно повлияли на представление о здоровом образе жизни.
Положительный эффект имели семейные мероприятия. В дошкольном учреждении проводились спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Детская олимпиада», «Белая ладья»; развлечения для детей и взрослых: «Вирус, уходи!», «Зеленый огород»; досуги с детьми: «Обжорки», «Семейные традиции»; создание рукописных книг и реклам о здоровом образе жизни.
По результатам повторной Методики 1 (Беседа В.Г. Кудрявцева) с детьми старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты: с высоким уровнем – 14 детей (60%), со средним уровнем – 9 детей (36%), с низким уровнем – 2 ребенка (4%).
По результатам повторной Методики 2 («Незаконченные предложения о здоровье» Л.Г. Касьянова) можно сделать вывод, о том, что все мероприятия положительно повлияли на формирование представлений о ЗОЖ.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении направлены на создание устойчивой мотивации к формированию представлений о здоровом образе жизни и развитие их двигательной активности. Для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности детей в детском саду применялись: утренняя гимнастика, подвижные упражнения, корригирующая зарядка после сна, спортивные игры, прогулки на свежем воздухе, сухое плавание, водные процедуры (умывание мытье рук, упражнения с водой), хождение босиком, воздушные процедуры.
В ходе работы по формированию представлений здорового образа жизни у дошкольников была осуществлена система мероприятий: экскурсии в аптеку и в гимназию, совместные со школьниками зимние игры, создание нетрадиционного спортивного оборудования, чтение художественной литературы, посещение мультзала («Айболит», «Почему у крокодила болят зубы»), просмотр мульмедийных презентаций и викторин о здоровье с последующим обсуждением, онлайн-консультирование родителей, размещение материала на сайте дошкольного учреждения, знакомство детей с играми: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», проведение шахматно-шашечных турниров, использование традиционного и нетрадиционного массажа (массаж рук, пальчиковый массаж, ореховый, «тактильные» дорожки, обтирание тела массажной рукавичкой).
Таким образом, через правильное и организованное построение образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий, взаимодействие с родителями были достигнуты хорошие результаты. У детей старшего дошкольного возраста сформированы основы здорового образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, а также акцентировано внимание родителей на необходимость совместной деятельности и самостоятельного обучения своих детей здоровому образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие / — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие / В.А.Деркунская. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.
3. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
4. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Л.Г.Касьянова.– Шадринск, 2012. – 48 с.
5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников/ И.М.Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.
6. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста: практическое пособие / Л.Н.Павлова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 208 с.
7. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газизова Т.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С.25-38.