Рисуем схему профессиональной комптентности.




День

Цель: Познакомить участников. Сформировать образ себя как старосты и своих компетенций.

 

Время Задача Метод Ведущий Инструментарий
 
  5 минут Представление тренеров, Объявление темы и цели тренинга Приветствие      
  5 минут Установить правила Контракт   Правила, скотч
  15 минут Первичное знакомство   Мандаринки   3 мандарина
  40 минут Первичное знакомство   Рисуем образ соседа + обсуждение (кратко)   Листы А4 по колличеству участников и ручки (хотя лучше фломастеры), скотч
  30 минут Первичное знакомство   Заполняем таблицы   Таблицы с признаками, сами признаки, ручки
Перерыв 15 минут
  45 минут «Погрузить» участников в тренинг. Мотивировать на работу.   Упражнение «Племя и миссионеры»   Обсуждение: 1. Эмоции 2. Получилось/не получилось? 3. Как вел себя вождь? 4. Что поспособствовало/помешало достижению целей? 5. О смысле упражнения. Переход от племени к учебной группе. 6. Цели группы/старосты/администрации.      
    Выделить основные функции старосты. Мозговой штурм Какие функции формальные? Какие функции зависят от личности? Какие обязательные, какие нет?     1 флипчарт Маркеры Скотч
  5 минут   Разделить на 2 малые группы. Разминка. Молекулы    
  30 минут Проанализировать формальные функции старосты. Работа в МГ +презентации + обсуждение Вопросы для рассмотрения: «Связь с космосом»; «Бюрократ» По аналогу SWOT-анализа. Вопросы: От чего/кого зависит качество выполнения старостой своих функций?     2 Флипчарта, маркеры, скотч
Перерыв 15 минут

 


 

 

Время Задача Метод Ведущий Инструментарий
  20 минут Продемонстрировать разницу между группами с формальным/неформ-ным лидером и без лидера. Настроить участников на рефлексивную* позицию. Упражнение «Постройся по…» Три ситуации 1. Группа делает сама, лидер сам себя проявляет. 2. Втайне от остальной группы вводится формальный лидер. 3. Каждый отвечает сам за себя.   Обсуждение: 1. Эмоции 2. В чем смысл упражнения? 3. Формальный и неформальный лидер (староста и его функционал и его личность)      
    Создать условия для рефлексии участников. Интерактив «Потренбности и возможности»    
  5 минут Расслабить группу, снять напряжение. Массаж    
  10 минут Завершить день и дать установку на следующий. Обратная связь (в кругу или по группам). Дневник + Вопрос к себе.    

 


Комментарии

1-5 Блок знакомства наполняется в соответствии с предпочтениями тренеров и соразмерно общему времени тренинга (1/3). Будет здорово, если сможете подобрать упражнения каким-либо образом отражающие тему тренинга или ключевые смыслы. Упражнения этого блока можно не обсуждать сразу. Но будет очень хорошо, если в последующих обсуждениях, будет возможность провести параллели с первой частью. Тогда тренинг получится более целостным.

6 Упражнение «Племя и миссионеры». Будет больше движухи, если не разделять команды в пространстве. Пусть стоят друг напротив друга. Важный момент! Перед началом игры очень четко объясните племени, что они абсолютно не понимают язык миссионеров и что они должны стабильно, раз в две минуты, исполнять ритуальный танец (громкие звуки приветствуются). Когда вождь хочет поговорить с племенем им лучше отойти в сторонку. Обсуждение по следующей схеме: Эмоции- Выполнили или не выполнили свои цели – Что помогало/мешало – Смысл упражнения и перенос на реальную жизнь – Обсуждение целей группы, старосты и администрации.

7 Когдабудете накидывать с участниками, сделайте как можно больше – потом будет проще матрицы заполнять.

Функционал старосты

ü Связь с космосом

ü Вдохновитель/мотиватор

ü Добытчик няшек

ü Бюрократ: (журналы, инфорассылки, сбор $)

ü Организатор

ü Полицейский

ü ….

 

Классифицируем функции по признаку Формальные/Неформальнаые. Формальных по сути 2 – Взаимодействие с администрацией (внешняя относительно группы) и Бюрократическая (внутренняя соответственно).

 

8-9 Делим на 2 группы. Делают анализ. Презентуют. Обязательно подчеркните, что важно задумываться над выгодами и угрозами, т.к. это может помочь мотивировать себя на работу и объяснить группе некоторые вещи (подвигнуть на какую-либо деятельность). Часто группа сама не может подумать об этом, зато староста может. И вообще это ценный навык, практически продажи.

И второй важный момент здесь. Сила и слабость старосты, все эти качества, откуда они берутся? И что делать если их нет?

 

И отпускайте на перерыв) Но не забудьте вернуться к этим вопросам в третьей части.

 

10 Три стадии упражнения. 1) Без вмешательства тренера – построиться в шеренгу по длине волос. (Делайте сразу молча, ибо так показательнее). 2) С вмешательством – построиться по цвету глаз, молча (тренер выбирает тихого участника и незаметно говорит ему, что он должен проявить себя как староста). 3) С установкой, что каждый обращает внимание на себя – построиться по теплоте рук, молча конечно. (Следите за тем, чтобы никто никого не направлял!).

Обсуждение по следующей логике: Общие эмоции – Смысл упражнения, связь с реальностью – Как участники чувствовали себя (комфортно или нет), заметили ли разницу условий

 

11 Далее интерактив по следующей схеме.

 

Вопрос в группу: Какой староста наиболее эффективен? Совмещающий в себе формальные функции и «власть» неформального лидера или же «чиновник»? Мне представляется, что и тот и другой, если уж мы соглашаемся с тем, что качество выполнения своих функций (как неформальных, так и формальных!) зависит от самого старосты. От его личных качеств. К примеру, если человек вспыльчивый, то никакой разницы, совмещает ли он в себе два типа лидерства.

Предлагаем каждому участнику подумать: какой он? Является ли неформальным лидером или же несет лишь формальные функции старосты? Смысл рефлексии здесь в том, чтобы каждый участник задумался о том, какие свойства его личности мешают или помогают ему в его деятельности.

Заполняем матрицу.

 

За каждой функцией и ее расположением на матрице стоит некое личное качество (соответственно его достаточность или недостаточность).

По оси «Важно-Неважно» участники группы расписывают функции как относительно группы, так и относительно себя самого (возникают ситуации типа «вот это важно для меня и я это делаю, но это не особо важно для группы» и «это важно для группы, но совершенно не важно для меня). В тот момент, когда участник пишет «относительно себя» возникает вопрос: Почему выполнение этой функции это важно лично для меня? Всплывает понятие мотива. Зачем я выполняю ту или иную функцию? Какую свою потребность я удовлетворяю? Мотивы деятельности бывают разные (взять хоть уже приевшуюся пирамиду Маслоу, ну шарил же мужик!))). С другой стороны, кажется, что с функциями «для группы» все просто. Это не правда! Смотрим глубже, переходим от частного к целому. Зачем человек становится старостой? (Накидайте и запишите с группой несколько основных мотивов). Только не путайте теплое с мягким. Например, «помочь группе» это не мотив. Помощь кому-то - есть средство разрешения какой-либо внутренней потребности – самоутверждение, потребность в благодарности, самореализации и др. Это обычная, хотя и не всегда осознаваемая, позиция человека! Это эгоизм, в нормальном проявлении.

Определились с функционалом (что можем и не можем делать), определились с мотивами, теперь сводим воедино.

Рисуем схему профессиональной комптентности.

Смысл в том, что максимально эффективен и успешен человек именно в тот момент, когда его возможности совпадают с его потребностями. Вопросы участникам для рефлексии: успешно ли я как староста выполняю свои функции? Совпадают ли мои потребности с моими возможностями? Если нет, то на что конкретно я могу оказать влияние? Какие способности развить в себе?

 

 

Далее можно вместе с группой начертить алгоритм (самоопределение своего рода). Почему, что делать и т.д.

Как выбирали?
Сам
Назначили
Устраивает ситуация?
Да
Нет
Почему?

 

 

12 В завершение тренинга – любое релаксирующее упражнение на ваш выбор.

 

13 Обратная связь письменно + попросите озвучить вопросы к самому себе (какие появились в процессе тренинга).

Легенда для «Племен и миссионеров»

 

Легенда для миссионеров:

- Вы миссионеры, живете в цивилизованном мире, где развита наука и медицина. Вами правит Король. Основная жизненная цель – спасение и «окультуривание» отстающих племен.

У вас есть план на год по количеству спасенных «душ», по итогам года вы отчитываетесь перед Королем.

И вот как-то раз вы отправились на корабле в путешествие и наткнулись на остров, сойдя на берег, вам встретился человек, выглядел он больным, на вашем языке он разговаривает, но не очень хорошо, больше на каком-то местном диалекте.

По ходу разговора с этим человеком, вы узнаете, что на этом острове живет племя, а он их вождь. В племени появилась какая-то болезнь, и жители довольно быстро вымирают. А те, кто еще живы, выглядят очень плохо.

Вам очень жаль этих людей, и вы искренне хотите им помочь, при этом вы понимаете, что с помощью этих людей, вы сможете закрыть свой план. Но, к сожалению, помочь на месте вы не можете, ваши больницы находятся на материке, и вылечить племя вы можете только там.

Ваша цель: убедить племя принять вашу помощь, и добившись их согласия, отвезти на материк.

 

Легенда для племени:

- Вы дикое племя, питаетесь, в том числе, и человеческим мясом. В вашем племени творятся странные вещи: люди все чаще болеют и после этого быстро умирают, количество людей в племени стремительно сокращается.

К вам приехали какие-то чужестранцы, которых вы опасаетесь, так как помните, когда последний раз белые люди появлялись, все закончилось стрельбой (вон Джо до сих пор хромает) и в итоге вы их съели. Разумеется, эти вновь прибывшие чужаки у вас доверия не вызывают. Но их привел вождь, который очень мудр, поэтому стоит хотя бы послушать, чего они хотят.

Ваша цель: выжить.

 

Легенда для Вождя:

- Вы Вождь племени, очень обеспокоены тем, что ваше племя вымирает. Когда-то давно вы бродили по острову и наткнулись на чужака, вы его, конечно, съели, но перед этим вы долго разговаривали, и теперь вы немного понимаете язык людей с материка.

Поэтому теперь, когда вы встретили группу белых чужестранцев, вы задумались над тем, что возможно именно эти люди могут вам помочь.

Но как отреагирует на появление чужаков племя, вы не знаете, но знаете, что при желании они могут и вас самого съесть, ибо их больше.

Ваша цель: договориться с миссионерами, чтобы они помогли побороть болезнь, и договориться с племенем, чтобы они согласились принять помощь.


Список признаков (упражнение на знакомство, список можно и нужно дополнять)

 

Признак Участник
  Любит мультики  
  Любит гулять под дождем  
  Плачет над фильмами  
  Проводит много времени за компьютером  
  Часто общается по телефону  
  Слушает рок  
  Занимается спортом  
  Любит ужасы  
  Много читает  
  Умеет жарить шашлыки  
  Есть домашний питомец  
  Любит ездить за рулем  
  Много путешествует  
  Любит мягкие игрушки  
  Любит готовить  
  Боится зомби  

 


SWOT Strengths – сильные стороны, преимущества. Weaknesses – слабые стороны. Opportunities – возможности, выгоды. Threats – угрозы, риски), S & W – это о самом старости, O & T – это и о группе и о старосте.

SWOT* «Связь с космосом»

 

S -коммуникабельность -настойчивость -стрессоустойчивость -внимательность (хорошая память) -ответственность -умение распределять обязанности W -стеснительность -безответственность -рассеянность -несдержанность
O -группу не «имеют» на сессии -информированность группы -лояльное отношение к старосте и группе -материальная выгода (стипендии, грамоты) -быть на слуху Т -персональная ответственность перед руководством и группой -заранее предвзятое отношение -нехватка времени (для старосты)

 

SWOT «Бюрократ»

S -коммуникабельность -настойчивость -стрессоустойчивость -ответственность   W -лень -безответственность -рассеянность -забывчивость
O -информационная подкованность -экономия времени -«присутствие» на парах -материальная поддержка Т -дезинформация -конфликты (преподаватели/группа) -отсутствие информации -неполучение «плюшек»

Ключевые смыслы:

 

Рефле́ксия (от r eflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

«Мотив - он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом».

 

«Целенаправленные действия – это то, с помощью чего человек удовлетворяет свои потребности (т.е. реализует свои мотивы). Человек осознанно концентрируется на определенном действии. Затем действие переходит в состояние «операции», т.е. больше не требует концентрации. Становится автоматическим» (это из книги А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: