Средства и способы реализации практики




Наименование практики: «Почта России-твой выбор»

2. Аннотация:

Содержание практики отражает накопленный опыт по организации наставничества на производстве и в техникуме.

Внедрение практики наставничества сократило адаптационный период студентов техникума на предприятии, что напрямую повлияло на мотивацию будущих специалистов, способствовало решению важнейшей проблемы отрасли - острой нехватки квалифицированных кадров.

Практика может быть интересна работодателям ФГУП «Почта России», заинтересованным в подготовке специалистов с учетом потребностей, корпоративной культуры организации.

3.Место реализации практики: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Гуманитарно-технический техникум», г. Оренбурга (ГАПОУ ГТТ), ул. Шевченко д.40, г. Оренбург, 460036. Телефон: (353)2 75-23-84

E-mail:spo57@obraz-orenburg.ru.Сайт: gtt56.ru.

Вербицкая Ирина Васильевна, заместитель директора по учебно-производственной работе, мобильный телефон:89878481652, e-mail: spo57@obraz-orenburg.ru

Абузярова Алла Михайловна, преподаватель профессиональных дисциплин, мобильный телефон 8 987 899-36-74, e-mail: spo57@obraz-orenburg.ru

Актуальность

В условиях инновационного развития экономики России наиболее острой проблемой является дефицит квалифицированных кадров. Одно из решений этой проблемы - прирост доли квалифицированных специалистов, получивших востребованные профессиональные компетенции. Поэтому актуальным становится взаимодействие сферы профессионального образования с ключевыми работодателями (ФГУП «Почта России»), реализуемое через внедрение практики наставничества. Это позволит не только подготовить специалистов почтовой связи, ускорить процесс их адаптации на рабочих местах, но и повысить стремление к дальнейшему профессиональному росту.

Цель и задачи практики

Цель - внедрение системы наставничества в техникуме и на производстве через организацию взаимовыгодного сотрудничества с ФГУП «Почта России» для достижения высокого уровня подготовки по специальности «Почтовая связь».

Основные задачи:

а) оказание помощи в адаптации студентов к требованиям производства, корпоративной культуре, традициям и правилам поведения в организации;

б) содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего корпоративному стандарту ФГУП «Почты России»;

в) формирование и развитие профессиональных компетенций специалиста почтовой связи;

г) развитие у студентов интереса к трудовой деятельности.

Средства и способы реализации практики

Наставничество в техникуме - это эффективный инструмент передачи знаний о трудовых функциях, зоне ответственности, корпоративных ценностях и традициях от опытных работников (наставников) ФГУП «Почта России» к будущим сотрудникам организации, ныне студентам техникума.

Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период для студентов техникума на предприятии за счет того, что им передают накопленный опыт, отслеживают становление как специалистов, мотивируют и корректируют их работу.

Наставник – представитель ФГУП «Почта России» имеет ряд обязанностей:

- обеспечивает безопасность и высокое качество выполнения заданий студентами на рабочем месте;

- планирует производственные задания, квалификационные работы и экзамены вместе с преподавателями и студентом;

- руководит работой студента и оценивает его знания, умения, опыт деятельности в соответствии с профессиональными стандартами;

-обеспечивает освоение корпоративных ценностей и поведенческих моделей, принятых в организации.

Наставники подбираются из наиболее высококвалифицированных специалистов, имеющих стабильные показатели в работе, способных и готовых делиться своим опытом, имеющих системное представление о своем участке работы, лояльных, поддерживающих стандарты и правила работы организации, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Утверждение сотрудников в качестве наставников осуществляется приказом руководителя УФПС Оренбургской области ФГУП «Почта России».

Координацию деятельности наставников осуществляет служба по управлению персоналом. Система наставничества регламентируется соответствующим локальным нормативным актом – «Положением о наставничестве» (Приложение 1). Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение обучающимся (практикантом) задач учебной и производственной практики.

Индивидуальный мониторинг полученных на практике знаний и умений в ФГУП «Почта России» организован в системе дистанционного обучения (СДО Почта России). Благодаря использованию данной системы, возможно отследить динамику профессионального роста студентов, скорректировать их знания, накопленный опыт. Кроме того, каждый наставник ведет индивидуальные карточки учета навыков студентов, их умений взаимодействовать с клиентами в реальных производственных условиях.

Между Почтой Россией, студентами и техникумом заключаются трехсторонние договоры «О целевом обучении» (Приложение 4), которые дают гарантию официального трудоустройства по специальности, а также возможность пользоваться дополнительными мерами социальной поддержки от предприятия в период обучения.

Одной из важнейших задач наставников является развитие у студентов умения самостоятельно оценивать реальную производственную ситуацию и принимать правильное решение. Для решения данной задачи наставники при работе со студентами на учебной практике применяют методы моделирования.

Моделирование-формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации, происходящей в почтовом отделении.

Моделирование имеет свои достоинства: проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и противоположной стороны; помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в рабочих ситуациях.

В дальнейшем, в период производственной практики на штатных рабочих местах, полученные на уроках учебной практики навыки общения с клиентами закрепляются, студенты учатся принимать правильные решения и действуют оптимально в реальных производственных условиях.

Производственная практика студентов организуется в почтовых отделениях Оренбургской области по месту проживания, за каждым практикантом закрепляется наставник. Роль наставника заключается не только в формировании практических навыков практиканта, но и в помощи освоения производственных норм поведения, ознакомления с корпоративными ценностями, выстраивания взаимоотношений с коллективом. Ведь залогом успешной и быстрой адаптации нового сотрудника в коллективе служит его обучение пониманию основных ценностей, которые разделяют коллеги, что становится фундаментом для закрепления на производстве и будущего карьерного роста.

В обновленной мастерской техникума студенты перед выходом на практику изучают почтовую программу ЕАС ОПС (единая автоматизированная система отделений почтовой связи), которая позволяет освоить новые сервисы: упрощенный прием почтовых отправлений, упрощенное вручение, онлайн услуги, электронные заказные письма, мобильное приложение и многое другое.

Значимым мероприятием, проводимым организацией для студентов в период преддипломной практики (3 курс) под руководством наставников, является тренинг «Почта России – это мы». Цель тренинга – знакомство «новичков» с общими сведениями о компании и готовность полноценно влиться в корпоративную жизнь и успешно пройти адаптацию в трудовой коллектив.

В программу тренинга входит как теоретический материал: ролики о деятельности Почты России, презентация с историей предприятия, структурой и руководящим составом в лицах, рассказ о корпоративных ценностях и корпоративной культуре предприятия, так и практические упражнения – задания на сплочённость и развитие командного духа и формирование компетенций.

В процессе подготовки студентов техникум совместно с наставниками Почты России организуют и проводят круглые столы, экскурсии на производство, олимпиады профессионального мастерства, тренинги, мастер- классы. Мероприятия, организованные совместно с наставниками УФПС Оренбургской области мотивируют студентов к обучению, формируют уверенность в правильности выбора профессии.

В техникуме ведется целенаправленная работа по профессиональной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданы условия для обеспечения инклюзивного образования. Наставничество дает студентам с особыми образовательными потребностями получить достойное образование, быть социально-адаптированными и конкурентноспособными на рынке труда.

Расширение услуг почтовой связи, создание АО «Почта Банк» выявило необходимость в получении дополнительной специальности студентами очного отделения: дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Банковское дело». Наставничество по специальности «Банковское дело» организуется в форме получения дополнительной специальности на базе техникума. Программа рассчитана на 3 года обучения, что дает возможность выпускникам начать карьеру в АО «Почта Банк» сразу после окончания учебного заведения.

Сотрудничество с Почтой России позволяет студентам в процессе обучения получить квалифицированную помощь, что реализуется посредством организации индивидуальных и групповых консультаций со стороны наставников при сдаче квалификационных экзаменов и работе над дипломными проектами. При подготовке выпускных квалификационных работ студенты используют документы почтового отделения, на котором проходят практику, описывают и анализируют под руководством наставника конкретные производственные ситуации, возникающие ежедневно.

Благодаря реализации системы наставничества на производстве и взаимовыгодному сотрудничеству с ФГУП «Почта России» с каждым годом повышается качество профессиональной подготовки выпускников и % трудоустройства выпускников по специальности «Почтовая связь».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: