В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
• 1.система качества (Quality System);
• 2.система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
· 3.всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
• 4. обеспечение качества (Quality Assurance);
• 5. управление качеством (Quality Control);
• 6. статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
• 7.система обеспечения качества (Quality Assurance System);
• 8.гарантия продукции (Product Assurance);
• 9.всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
• 10.передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
• система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
• система «мы обеспокоены» (We Саге);
• система «обеспокоенность ответственных лиц» (Responsible Care);
• всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
• всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
• интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
• менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
• полное (всеобщее, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
• система внедрения непрерывных улучшений (Continues Improvement Implementation System);
• полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
• менеджмент системы качества (Quality System Management).
Существуют и другие концепции менеджмента качества. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых для решения различных проблем качества. Развитие управленческой мысли в сфере менеджмента качества позволяет выделить несколько базовых его концепций.
Концепция контроля качества изготовленной продукции наиболее ранняя (её становление относится к периоду ремесленного и мануфактурного производства), онасводит работы по управлению качеством к надзору, контролю и отбраковке дефектных (бракованных) изделий после их изготовления. Данной концепции присущи некоторые элементы современных концепций менеджмента качества —выявление потребности в продукции, опре-деление требований к продукции и методы их обеспечения, периодический контроль своей работы, чтобы изделие получилось таким, каким его задумал мастер и др. По мере развития машинного производства стал вводиться пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.
|
Концепция управления качеством в ходе изготовления продукции предложена американскими специалистами и предполагает использование статистических методов управления качеством продукции: контрольных карт У. Шухарта и таблиц выборочного контроля качества. Это позволило переключить усилия с инспекции и изъятия бракованных изделий на предупреждении появления брака путём выявления причин появления дефектов и их устранения. Отбраковка как один из важнейших методов обеспечения качества сохраняется, однако основные усилия направляются на управление производственным процессом, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.
В ходе реализации данной концепции консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений, не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.
|
Концепция всеобщего управления качеством ( TQC, дословно— всеобщего контроля качества) характеризуется системным, комплексным подходом к управлению качеством, базируется на совершенствовании не только производственных процессов, но и системы качества в целом, на непосредственном участии высшего руководства компании в проблемах качества, обучении всех сотрудников сверху до низу основным методам обеспечения качества, на мотивации персонала компании на высококачест-венный труд. В основу концепции TQC легло разработанное в 1951г. положение о премии Деминга, которое предполагало постоянный анализ информации от широкого круга экспертов и новый взгляд на качество. Премия Деминга сыграла большую роль в достижении японского качества. В рамках концепции TQC начал формироваться менеджмент качества в его современном понимании, большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной.
В рамках концепции TQC на основании обобщения международного опыта в области качества и британских стандартов BS 5750 были разработаны и приняты в качестве международных специальные требования к системам менеджмента качества, широко известные в настоящее время как стандарты ИСО серии 9000. Внедрение системы менеджмента качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000 заставляло организацию выйти из рамок управления качеством только посредством прямого «контроля», «управления» и даже «обеспечения» качества и вовлечь в среду менеджмента качества многие другие направления деятельности, которые, как казалось ранее, напрямую не были связаны с проблемой повышения качества.
|
Среди основных принципов систем менеджмента качества по ИСО 9000:2000 отмечены такие, как: ориентация на заказчика, ведущая роль руководства, вовлечённость персонала, процессный, системный, «факти- ческий» подходы, взаимовыгодные отношения с поставщиками. Для сертификации (подтверждения соответствия) системы качества требованиям ИСО 9000:2000 требуется чёткое её документирование. Сертификат системы качества выдаётся независимой квалифицированной компанией-аудитором.
В ходе применения концепции TQC удалось преодолеть действовавшее в предыдущих концепциях противоречие между повышением качества продукции и ростом эффективности производства—применение идей TQC позволило одновременно повышать качество продукции и снижать затраты на её производство. Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству, обратил внимание на важность системы поощрения и признания заслуг сотрудников, их стимулирования к достижению высоких результатов. Эта идея является составной частью современного менеджмента качества.
Внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осущест- влялось неравномерно. Хотя все основные идеи TQC были рождены в США и Европе, явным лидером в последовательном осуществлении идей концепции TQC стала Япония.
Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM) начала формиро-ваться в 70-е гг. и сложилась к середине 80-х гг. Если TQC—это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM—это ещё и управление целями и самими требованиями, это, по существу, всё, что позволяет непрерывно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителя. Во многом концепция основана на знаменитых 14 принципах менеджмента качества Э. Деминга, которые сломили традиционное представление о качестве как о компромиссе интересов производителя и потребителя. Они ориентируют предприятия на постоянное совершенствование товара, услуги и системы производства, побуждают руководителей создавать условия для постоянного улучшения деятельности по качеству. Суть принципов Э. Деминга скрыта в словах «дорога к качеству бесконечна».
В 1987 г. в США была учреждена премия имени Малкольма Балдриджа. Развитием модели премии М. Балдриджа стала модель Европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и их влияние на общество.
В средине 90-х годов, когда многие организации в экономически раз- витых странах ещё не освоили концепцию TQM, в её рамках стала зарождаться новая концепция под предположительным названием «экология качества», которая еще окончательно не сформировалась. Основная причина её появления -усиление влияния общества на предприятия, заинтересованность общества в том, чтобы не только продукция, но и процессы её изготовления были экологичны, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде.
Нормативной базой данной концепции являются британские стандарты BS 7750 (экологический менеджмент), BS 8750 (менеджмент безопасности и здоровья), а также комплекс международных стандартов ИСО серии 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО серии 9000.
Современные концепции менеджмента качества базируются на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:
• заинтересованность руководства высшего звена;
• образование совета по улучшению качества работы;
• вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
• обеспечение коллективного участия;
• обеспечение индивидуального участия;
• создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
• более полное вовлечение поставщиков;
• обеспечение качества функционирования систем управления;
• разработка и реализация краткосрочных планов и долго
срочной стратегии улучшения работы;
создание системы признания заслуг.
Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.
Сегодня в управлении качеством важное значение имеет сертифицированная система менеджмента качества, являющаяся гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет фирме упрочить свои конкурентные преимущества.