ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РИТМИКА»
Возрастной состав детей 4-7 лет.
Составитель программы:
Низова М.А.
с. Линда
2018г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика» (далее – Программа) художественно – эстетической направленности составлена на основе программы Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са-фи-дансе» и программы Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика». Основное назначение Программы - приобщение детей к музыке. Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности.
Актуальность программы заключается в том, что музыка, ритмика, мимика, хореография даются в игровой форме и в соответствии с возрастом дошкольника. Одновременно влияя на ребенка через игру, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укрепляет скелет, мускулатуру, но и стимулирует развитие памяти, внимания, мышления и воображения ребенка. В музыке находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности.
Для успешного достижения результатов в данной Программе чередуются разные виды музыкально-ритмической деятельности: музыкально-ритмические игры, этюды и пальчиковая гимнастика. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.
Занятия по данной программе помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления. Кроме этого, они помогают детям воспитать в себе выносливость, красивую и правильную осанку, координацию, а это необходимо не только для занятий ритмикой, но и для здоровья в целом. На занятиях ритмики дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам.
В процессе освоения Программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах. Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей. При этом он отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями.
Цель программы:
Прививать интерес детей к музыкальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию, формировать танцевальные умения и двигательные навыки.
Задачи:
-обучать детей танцевальным движениям;
- формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
-создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве;
-формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце;
-развивать двигательную активность и координацию движений;
-развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
-развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец;
-развивать певческие навыки;
-развивать игру в ансамбле на шумовых инструментах;
-поощрять исполнительское творчество.
Принципы построения Программы:
-индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);
-систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
-наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
-доступности (упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка);
-сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своим движениям).
Методы и приемы работы:
- игровой, т.к. игра – это основное состояние детей дошкольного возраста, поэтому этот метод является основным в обучении детей. Он придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает запоминание и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей детей.
- словесный, подразумевающий беседы о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений.
- практический заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
- наглядный в выразительном показе педагога или ребёнка под счет, с музыкой.
Форма обучения – подгрупповая.
Предполагаемый результат.
К концу обучения дети должны уметь: пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы, выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах, предавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок, ставить ногу на пятку и на носок. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Участники программы должны приобрести не только знания и навыки, но и научиться трудиться в детском коллективе, добиваясь высоких результатов.
Форма подведения итогов освоения Программы - выступления перед детьми и родителями.
Коллективные выступления перед зрителем являются главным воспитательным средством, т.к.:
-переживание успеха принесет детям моральное удовлетворение;
-создадутся условия для самореализации творческого потенциала;
-воспитаются чувства ответственности, дружбы, товарищества.