Работа фельдшера школы по профориентации.
Также необходимо включить в профориентационную работу мед.работника школы, который показал бы учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов.
Ещё один способ профориентации – экскурсии на предприятия где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы. Но экскурсии на предприятие должны носить не только созерцательный характер. Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие. Провести экскурсии в ПУ где школьники познакомятся с условиями поступления в ПУ, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.
Всё вышеизложенное показывает, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Тогда выпускники смогут сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни.
Профориентационная работа в условиях школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. Полученные данные могут стать мерилом взаимообусловливающих и взаимодействующих условий, способствующих формированию выбора адекватной профессии. Важнейшими из этих условий являются изучение профессиональных возможностей учащихся, формирование положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе, расширение путей профпропаганды и профагитации, внедрение факультативов с установкой на воспитание у учащихся адекватной оценки своих способностей, разработка содержания профессиональной консультации умственно отсталых учащихся, то есть четко спланированная, целостная система профориентации на протяжении всего периода обучения.
Пояснительная записка
Проблема социально-трудовой адаптации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему остается остроактуальной в новых экономических условиях. Как показали исследования, основной проблемой выпускников сиротских учреждений, является разрыв между представлениями о жизни и реальностью.
Актуальность программы профессионального самоопределения обусловлена рядом факторов:
- рост социального сиротства;
- недостаточность разработанных технологий профессионального самоопределения для детей-сирот с особенностями в развитии;
- потребительская позиция воспитанников по отношению к окружающей действительности;
- проблема трудоустройства детей-сирот с особенностями развития в условиях конкурентной рыночной экономики;
- отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в обществе воспитанников с особенностями в развитии.
Программа для воспитанников с особенностями в развитии направлена на систему организационно-методических мероприятий в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении.
По мнению известного исследователя Н.Н. Дьяченко, профориентация и профессиональное самоопределение детей осуществляется через:
- знакомство миром профессий;
- выбор профессии;
- профессиональную подготовку, которая закрепляется в практической деятельности (профтехучилищах, колледжах, заводах). Только при таком комплексе воспитательных воздействий, считает Н.Н. Дьяченко, процесс по формированию профессионального самоопределения является правильным и научно-обоснованным. Программа содержит в себе инновационную систему технологий профессионального самоопределения выпускников, как особо важного компонента социализации:
- создание образовательно-творческой среды;
- доступный теоретический и практический материал;
- создание условий для формирования профессионального самоопределения во взаимодействии с колледжем №17, заводом «Салют» (производственная практика).
Принципы работы: доступность, наглядность, системность, повторяемость, последовательность.
Формы работы: Игра, беседа, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно- ролевые игры, викторины, конкурсы, опросы, анкетирование, тесты, тренинги.
Учитывая особенности детей в развитии следует помнить, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию всей личности.
Таким образом, программа профессионального самоопределения позволяет воспитанникам с особенностями в развитии понять главные составляющие профессионального самоопределения:
- познание собственного «Я»,
- осознанный выбор профессии с учетом собственных психофизиологических возможностей;
- овладение специальными знаниями, умениями, навыками.
Содержание программы профессионального самоопределения
Данная программа состоит из трех разделов:
Первый раздел «Азбука профессий» (5-6 классы).
Курс обучения два года, рассчитан на 36 часов, из них теории – 8 часов, практики – 28 часов. Занятия проводятся два раза в месяц, время занятий – один академический час.
Раздел «Азбука профессий» направлен на развите общего кругозора детей о мире профессий. Беседам о профессиях целесообразно придать характер игры.