После гибели Святослава началась борьба за власть. Почти 8 лет правил Ярополк, сын Святослава (972-980 гг.).




Лекция №2

Образование государства Киевская Русь.

Славяне в древности.

Основные этапы социально-экономического политического развития Киевской Руси.

Русь в период феодальной раздробленности. Татаро-монгольское нашествие и его влияние на историю России.

В науке нет единого мнения о происхождении славян. Вопрос о древнейшей истории славян и поныне является дискуссионным. Главными источниками по истории славян являются сочинения древних авторов: Плиния, Тацита, Геродота, работы византийских авторов, сочинения арабских географов. Важнейший источник – «Повесть временных лет». По мнению академика Б.А.Рыбакова, славянские народы принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Предки славян обитали от Альп на Западе до Карпат. Пастушеские племена, жившие в этом регионе, постоянно мигрировали. Расселение велось отдельными самостоятельными племенами. Примерно к ХV в. н.э. расселение прекратилось и началась оседлая жизнь.

Главными занятиями славян были земледелие, скотоводство, рыболовство, собирательство, бортничество. В сер. 1 тыс. предки славян включаются в великое переселение народов. В ходе расселения праславяне делились на три ветви: восточные, западные, южные. Многие авторы считают славян невоинственными, сильными, дружелюбными, гостеприимными. людьми высокого роста, голубоглазыми, Они жили отдельными неукрепленными деревнями, землянками. Одна деревня приравнивалась одному роду. Т.е. существовали родоплеменные отношения. У славян не было кровавых обычаев, жертвоприношений. Славяне не знали классического рабства. Рабами становились военнопленные (раб - младший член семьи). Славяне жили в условиях военной демократии.

Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов. Басилевсы – военные вожди в Греции, в Риме – рексы, у франков – короли, у славян – князья. Славяне считались искусными воинами. Их вооружениями были лук, стрелы, щит, копье.

Термин славяне появился в 6 веке. Существует две версии происхождения термина: от слова «слово» - говорящие, от слова «слава» - славные.

В 6 -7 вв. появляются первые известные племенные союзы: поляне, древляне, вятичи, радимичи, кривичи (вождь Кривко), волыняне, словене (Северный Новгород).

Происходит постепенное разложение родоплеменного строя, выделяется племенная знать, воеводы, которые постепенно превращаются в князей. Значительную роль в жизни славян играет община, в которой господствовали круговая порука, уравнительное распределение.

Киевская Русь прошла два этапа в своем развитии: со 2-й пол. 9 до сер.11 в. – это период становления государства. Со 2-й пол.11 века по 30-е годы 12 в. – этап расцвета и упадка Киевской Руси.

Вопрос о создании Киевской Руси также является дискуссионным. Еще в 18 в. сформировались 2 главные теории: норманнская, сторонники которой считали, что славяне не способны создать собственное государство. Поэтому государство здесь создали викинги, варяги или норманны, антинорманнская (естественная). Авторами норманнской теории являются немецкие историки, филологи Байер Г.З., Г.Ф.Миллер, А.Л. Шлёцер. Основателями второй теории считают М.В.Ломоносова, Д.И. Иловайского, С.А.Гедеонова. По мнению сторонников естественной теории, государство было основано на базе союза славянских племен, в частности, название Русь выводится от племени россов, живших на реке Рось.

Варяги появились на Руси еще в 8 веке. Первым князем был Рюрик (варяг). Они вели торговлю, захватывали землю, но они не имели государственности. Роль варягов сводится к тому, что они фактически стали катализатором процесса создания государства.

Причины образования государства на Руси:

- бурный рост производительных сил;

- отделение ремесла от земледелия;

- разложение родоплеменных отношений;

- образование городов как центра новой государственности.

- внешняя угроза.

Существуют расхождения в оценке сущности Киевской Руси. По мнению Петербургских авторов (И.Я. Фроянов), Киевская Русь была не государством, а СУПЕРПЛЕМЕННЫМ СОЮЗОМ. Она базировалась не на классовых, а на общинных отношениях. Ряд авторов полагает, что вплоть до 15 в. на Руси не было классического феодализма (Р. Гусейнов). Другие авторы считают Киевскую Русь раннефеодальной монархией (марксистские).

Во главе государства стоял Великий Киевский князь. Он управлял землями при помощи удельных князей (ими были его сыновья). Чем больше сыновей, тем больше было возможностей управлять. Основной формой зависимости земель была выплата дани. Свободное население Руси называли людьми. Дань – полюдье. Власть князя не была абсолютной. При князе существовала Боярская Дума - собрание родовитых представителей знати, совещательный орган объявлял войну, заключал мир и т.д.). Имелась дружина, которая выполняла 2 функции: сбор дани (полюдье) и охрану князя. Князь был первым среди равных. Дружина делилась на старшую и младшую по знатности, действовало вече – совет, коллективный орган руководства. Вече решало все крупнейшие вопросы жизни города. Поэтому в лучшем случае Киевская Русь была раннефеодальной монархией.

На Руси появились разные категории населения: СМЕРДЫ(от глагола смердить, дурно пахнуть), КРЕСТЬЯНЕ (христиане), категориями зависимого населения были ЗАКУПЫ(работали за купу – часть урожая), РЯДОВИЧИ (Ряд – договор), ПУЩЕННИКИ (рабы, отпущенные на волю), ИЗГОИ (изгнанные из общины, типа современных бомжей), ЧЕЛЯДЬ и ХОЛОПЫ. Это разные социальные группы, которые попадали в зависимость. На Руси не было классического рабства, а только патриархальное. Это такой уклад экономики, когда раб был младшим членом семьи.

В вотчине имелись челядь и холопы – самые зависимые категории населения. Некоторые авторы считают холопов рабами. Институт холопства на Руси (как общественное явление) зародился в 9-10 вв. и просуществовал до 18 в. Основной хозяйственной единицей на Руси была ВОТЧИНА – безусловная форма землевладения.

Экономика Руси базировалась на натуральном хозяйстве. Широкое развитие на Руси получило ремесленное производство. Только в Киеве насчитывалось 670 ремесленных специальностей. Важную роль играли города (Русь называли страной городов - гардарики). К 13 в. насчитывалось более 300 городов, из которых около 80 были крупными.

Политическое развитие. Киевская Русь пережила ряд этапов, взлетов и падений в своей истории. С 862 по 879 гг. правил Рюрик, первый известный князь, затем Олег до 912 г. Он расширил территорию Руси, а в 882 г. он сделал Киев столицей Руси. При Олеге укрепляются границы, он начинает строить засечные полосы. Он совершил ряд удачных походов на Византию. С 907 по 911 гг. были подписаны договоры с Византией о беспошлинной торговле с Русью.

После смерти Олега до 945 г. правит Игорь, который «известен» неудачными походами на Византию и мученической смертью (его разорвали на части, привязав к дереву). Ольга, вдова Игоря, пришла к власти в 945 и правила по 964 г. Она отомстила древлянам. Ольга первой приняла христианство (как личность). При ней расширились международные связи Руси. Она ввела новую систему сбора дани - погосты (гость – купец).

С 964 по 972 гг. правил Святослав, сын Игоря и Ольги, князь – воин. При нем Русь воевала с хазарами. Святослав умер в бою. Враги его настолько уважали, что после его смерти сделали из его черепа чашу для питья.

После гибели Святослава началась борьба за власть. Почти 8 лет правил Ярополк, сын Святослава (972-980 гг.).

С 980 по 1015 гг. правил Владимир Первый (его называли «Красное солнышко). Он правил 35 лет. Но при нем начался рост образования, открылись первые школы. Владимир окончательно объединил под властью Киева соседние племена. В 980 г. он провел первую религиозную реформу, пытался создать пантеон языческих богов, но его попытка не удалась, и он понял, что необходимо укреплять власть. В 988 г. Владимир провел вторую религиозную реформу, которая утвердила православие на Руси. Процесс христианизации Руси растянулся на несколько веков. Вначале православие восприняла только верхушка, элита. А все общество не хотело принимать монотеизм. И только через 5-6 веков было окончательно принято православие. Принятие православия укрепило власть единого князя (один бог на небе, один князь на земле. Князь – преемник идей бога на земле. Это позволило создать единую духовную основу российской государственности.

После смерти Владимира в течение 4-х лет идет борьба за власть. В 1019 году победу одержал Ярослав, его сын, который правил до 1054 г. Его прозвали мудрым. Время Ярослава - золотой век русской культуры. Идет активное строительство храмов (например, храм Софии Киевской). Появляются первые литературные памятники, расширяются связи Руси путем династических браков. Дочь Ярослава Анна была королевой Франции. При Ярославе издается первый свод русского права – Русская Правда. В 70-е годы выходит Правда Ярославичей – дальнейшее развитие русского права.

Последний взлет Киевской Руси связан с правлением Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава (1125-1132 гг.). Он был культурным, интеллигентным человеком, оставил поучение своим сыновьям («Не кичитесь властью, помогайте убогим»). Ему удалось последний раз прекратить распри на Руси.

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ – это форма государственно-политического устройства, сменившая раннефеодальную монархию и характеризующаяся образованием самостоятельных княжеств. Феодальная раздробленность на Руси началась на 300 лет позже, чем в Европе (В Европе – в 9 веке, на Руси – в 12). В отличие от Европы в этот период на Руси продолжался рост городов и ремесел. В 30-е годы 12 в. Русь распадается на несколько княжеств. Причины:

1) господство натурального хозяйства. Не было смысла в централизации, некоторые княжества были богаче Киевского;

2) бурный рост городов, ремесла и торговли. Города обособляются и становятся центрами будущих княжеств;

3) усиление классовой борьбы. По мере феодализации происходило усиление эксплуатации и сопротивления ей;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: