Аргумент из романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»




Воплощение эгоизма, гордыни являет собой и герой романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Стремление к пороку, презрение к людям оборачивается для героя разрушением жизни. Этого гордеца не может спасти даже портрет, наделенный мистической силой.

 

Микровывод

Гордость, свойственная князьям Болконским, является прекрасным, высоким чувством. Образы таких литературных героев, как Ларра, Дориан Грей воплощают понятие «гордыня», заставляя задуматься об опасности высокомерия и необузданного себялюбия. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы находим образы Наполеона и Кутузова, позволяющие сравнить смысл понятий «гордыня» и «гордость».

 

Связка

Понятие «гордость» не существует, точнее, не должно существовать без понятия «смирение». Путь от гордости к смирению, позволяющему обрести новый смысл жизни, не прост, не каждый может достойно пройти его. Русская классика позволяет понять, почему герои в одной и той же ситуации ведут себя совершенно по-разному: одни, отстаивая свою гордость, не желают мириться с действительностью, другие смиренно принимают случившееся.

 

Аргумент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», иллюстрирующий неспособность героя смириться.

 

Для Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», этот путь оказывается непреодолимым. Базаров отрицает искусство, любовь, красоту, Для него это – «гниль, чепуха, художество». Природа для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Столь высокомерное отношение к миру выдает в Базарове гордеца, не способного к смирению. Он не желает признаться ни в том, что совершил неблаговидный поступок по отношению к Фенечке, ни в любви к Одинцовой, не принимает он и покаяния перед смертью.

 

Аргумент, иллюстрирующий непростой путь героя от гордыни к смирению.

 

Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», одержим идеей «разрешения крови по совести». Он убежден, что убийство старухи-процентщицы сделает мир лучше. Раскольников стремится оправдать свою бесчеловечную идею примером Наполеона, других завоевателей. Он даже после совершения убийства упорствует в своем стремлении доказать, что он - «право имеющий». Соня убеждает его раскаяться, смириться, Символом смирения становится для него Евангелие, которое он начинает читать на каторге.

 

Аргумент, иллюстрирующий поступки героев, которые в одной и той же ситуации совершают разный выбор: одни следуют за своей гордостью, другие смиренно принимают случившееся.

В повести «Дубровский» А.С. Пушкин рассказал историю несчастной любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Дубровским движет не только высокое чувство, но и оскорбленная гордость. Для Маши, ответившей взаимностью Дубровскому, брак с князем Верейским представляется «плахой, могилой». Но после венчания с ним Маша смиренно принимает свою судьбу и не следует за Дубровским.

Евгений Онегин отвечает на признание в любви Татьяны Лариной рассудительной отповедью, которую она смиренно принимает. Проходит несколько лет, Татьяна продолжает любить Онегина, пораженного тем, что из скромной барышни она превратилась в светскую красавицу. «А счастье было так возможно, так близко»… Смирение, столь свойственное русским женщинам, не позволяет Татьяне принять любовь Онегина. «Но я другому отдана, и буду век ему верна», - в этих словах выражено смирение Татьяны перед судьбой. Онегин же продолжает искать её взаимности: «Я знаю, век уж мой измерен, но что б продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Он не может смириться с тем, что когда-то столь легкомысленно отнесся к чувству Татьяны.

 

Философское осмысление смирения мы находим в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник». Встречаются два удивительно красивых человека, в их жизни есть все, что считается символами успеха, достатка, счастья. Они молоды, богаты, для них открыты двери литературных салонов, театров, ресторанов. Они расстаются, их роман оказывается незавершенным. Но однажды он видит её в монашеском одеянии среди вереницы инокинь или сестер, сопровождающих великую княгиню на богомолье в Марфо-Мариинской обители.

Следует сказать, что рассказ написан Буниным в 1944 году в эмиграции. Почему в это время, столь трагичное для России, Бунина занимает сюжет о людях, встретившихся и расставшихся в Москве незадолго до революции? Может быть, потому, что в рассказе содержатся размышления Бунина о том, что у России был только один истинный путь на историческом переломе – путь смирения?

 

Микровывод

Нравственные поиски литературных героев заставляют понять, насколько важным является смирение для человека. Именно это чувство позволяет осмыслить поступки, приближает к пониманию смысла жизни.

 

Заключение

Гордость и смирение… Оба эти понятия сложны и неоднозначны. Каждый из нас размышляет о том, в чем проявляется истинная гордость, а в чем проявляется эгоистичная гордыня, почему смирение столь необходимо человеку. Ответы на эти сложные вопросы мы находим в замечательных книгах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: