1. На рисунке представлен оптический микроскоп. Цифрами отмечены детали.
Подпишите их.
К механической системе микроскопа относятся №_____________
2. Видимое изображение больше реального в 400 раз, объектив имеет увеличение х40, окуляр:
А) х 10;
Б) х20;
В) х8;
Г) х15.
3. Данный рисунок получен с использованием:
А) трансмиссионной микроскопии;
Б) флуоресцентной микроскопии;
В) сканирующей микроскопии;
Г) оптической микроскопии.
4. Заполнить таблицу «Приготовление препаратов для электронной микроскопии».
Этап | Сущность этапов |
5. Для чего появились замороженные срезы?
6. Какими методами подготовки гистологических препаратов и окраски нужно воспользоваться для получения препарата жировых капель в белой жировой ткани?
7. Заполнить таблицу «Специфические методы окраски»
Тип окраски | Окрашиваемые структуры | Принцип метода |
8. Дайте определение линейного увеличения микроскопа. Рассчитайте линейное увеличение светового микроскопа, если увеличение окуляра 7х, а увеличение объектива 40х.
Самостоятельная контрольная работа № 3
1.На рисунке представлен оптический микроскоп. Цифрами отмечены детали.
Подпишите их.
К осветительной системе микроскопа относятся №_____________
2. Видимое изображение больше реального в 900 раз, окуляр имеет увеличение х10, объектив:
А) х80;
Б) х100;
В) х90;
Г) х9.
3. Какими видами микроскопии и окраски воспользовались для получения данной фотографии?
4. Заполнить таблицу: Виды фиксаторов для оптической и электронной микроскопии.
Оптическая | Электронная | |
5. Какими видами микроскопии и окраски можно воспользоваться для изучения ультраструктуры митохондрий?
6. Как настроить фокус микроскопа при большом увеличении и не разбить покровное стекло препарата?
7. Заполнить таблицу «Типы микроскопии».
Тип микроскопии | Облучающая система | Увеличение | Разрешение | Тип окраски |
Оптическая | ||||
Электронная | ||||
8. Дайте определение понятия «Разрешающая способность микроскопа». Напишите формулу, по которой она вычисляется. Рассчитайте разрешающую способность светового микроскопа.
Тема
КЛЕТКА И НЕКЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
Клетки и образующиеся в результате их жизнедеятельности неклеточные структуры являются основой строения и функционирования организма.
Внутренние и внешние факторы (гормоны, лекарственные препараты и др.) могут вызывать изменения структуры и функции клеток, что в свою очередь влечет за собой возникновение морфофункциональных изменений в органах и системах. Изучение микроскопического строения клеток, взятых при жизни (биопсия) или от трупа (аутопсия), помогает врачу уточнить диагноз.
Широко распространены в клинике цитологические исследования крови, пунктатов костного мозга, селезенки, печени, почек и других органов. В связи с этим будущему врачу необходимы знания морфологической и цитохимической характеристики клеток и неклеточного вещества.
Цели занятия
Научиться:
- Распознавать клетки и неклеточные структуры.
- Распознавать в клетках ядро, цитоплазму, цитолемму по тинкториальным, микро- и ультраструктурным различиям.
- Характеризовать клеточную поверхность и мембранный принцип организации клеток на основе знания молекулярного строения клеточных мембран.
- Различать структуры на свободной и контактирующей клеточной поверхности – микроворсинки, мерцательные реснички, межклеточные контакты.
- Идентифицировать структуры, образующиеся с участием плазмолеммы при поглощении веществ клетками, - пиноцитозные пузырьки, фагосомы.
- Определять органеллы клеток, исходя из их структурных и цитохимических особенностей.
- Объяснять роль органелл в жизнедеятельности клеток.
- Идентифицировать различные виды включений в цитоплазме клеток – белковых, липидных, углеводных, пигментных.
- Использовать конкретные данные о строение и химическом составе органелл и включений для характеристики обмена веществ и функционального состояния клеток.