Распространение общественного опыта и мудрости народов уральского региона в формировании духовной культуры дошкольников
Тема: «Мини – музей глиняной посуды. Гончарное ремесло».
Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.
Задачи:
- закрепление знаний детей о народных промыслах;
- формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;
- уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;
- расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка; обогатить словарь детей словами: гончар, гончарство; совершенствовать умение отвечать на вопросы;
- формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;
- продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие
- совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
Материалы и оборудование: предметы быта: супница, солонка, глиняные горшки, чашка, кувшин; глина, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.
Предварительная работа:
Беседа «Путешествие в прошлое посуды».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе».
Ход ООД.
Организационный момент.
В. - Здравствуйте, дети! Сегодня я не хочу быть Еленой Вячеславовной, а буду я сейчас (надевают платок и фартук) Федорой Егоровной. Помните, какая беда со мной произошла?
Д. - Помним.
В. - Что у меня случилось?
Д. - От вас ушла посуда.
В. - Но теперь я изменилась. Красиво дом убрала, кушать наварила. И посуду я люблю. Хотите сегодня со мной узнать много нового и интересного?
Д. - Хотим.
В. - Я приглашаю вас сегодня в свой мини-музей посуды и познакомлю с настоящим мастером своего дела
Основная часть.
Динамическая пауза.
В. – Сегодня наши ушки слушают и все слышат. Глазки наши смотрят и все видят.
Игра «Собери осколки»
В. - Пока я к вам сюда спешила, со мной приключилась беда. Часть моей посуды, которую я несла вам показать – разбилась. Поможете мне ее собрать?
Д. - Поможем.
В. - Тогда дружно, все вместе возьмем по одному осколку и соберем. (Дети собирают разрезанные карточки)
В. - Молодцы, быстро справились. А как вы думаете, почему моя посуда разбилась?
Д. - Она хрупкая.
В. – Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта посуда?
Д. - Из глины.
В. - Совершенно верно. Эта посуда из глины, значит она какая….
Д. - Глиняная.
В. - А теперь я приглашаю вас в свой мини-музея. А что такое музей?
Ответы детей.
В. - Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы. Но прежде, чем мы пойдем в музей я хотела бы вспомнить правила поведения в музее. (Показываю знаки, запрещающие использовать напитки и еду, громко разговаривать, использовать ролики, бегать, трогать музейные экспонаты руками). В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?
Д. - Экскурсовод.
В. - Совершенно верно. Сегодня экскурсоводом буду я.
В. - Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.
С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали глиняную посуду. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.
Эта посуда изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор пользуемся этой посудой. Это супница, солонка, чашка, кувшин. (Рассматривание экспонатов мини-музея).
В. - Глиняную посуду изготавливает гончар. И теперь я вас приглашаю в гончарную мастерскую. Но прежде чем познакомится с мастером этого промысла мы немножко поиграем.
Игра «Скажи наоборот»
В. – Вставайте в круг. У меня есть волшебный клубочек, давайте поиграем и расскажем, какой стала моя посуда. Я буду называть слово и кидать вам клубочек, а вы называете слово наоборот.
Дети ловят мяч и рассказывают, какая стала посуда, употребляя антонимы. Раньше посуда была грязная, а теперь… (чистая); тусклая – яркая; разбитая – целая; старая – новая; кривая – ровная; пыльная – чистая; черная – белая.
В. – Молодцы, хорошо поиграли. А теперь пройдемте в гончарную мастерскую.
Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар. Он находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась. Ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдувал ветер. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие. Для своей работы мастера использовали специальный гончарный круг. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о работе мастера гончарного дела.
(Видео сюжет о работе мастера – гончара)
Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. (продолжение просмотра видео о работе мастера).
После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.
В.- Понравилась вам работа мастера?
Д. – Да, понравилась.
Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
В. - А сейчас я предлагаю вам побыть мастерами гончарного дела. Гончарным кругом мы сегодня пользоваться не будем. А вот свои ручки к работе подготовим. Вначале смажем руки кремом. Теперь подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки, руки потираем.
Руки, руки согреваем и к работе приступаем»
В. - Давайте вспомним каким способам мастер выполнял работу?
Д. - Вытяжной.
В. - Давайте вспомним последовательность выполнения работы «вытяжным» способом.
Дети: (ответы детей сопровождаю показом образца)
1 катаем шар из глины
2 прилепляем к доске
3делаем углубление в шаре
4 во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие
5 этот способ называется «вытяжным». Этим способом можно изготовить и кувшин и чашку и горшок. Каждый из вас сделает, то, что захочет.
Проходите за столы мастера. Приступайте к работе. (Включаю музыкальное сопровождение. Во время работы напоминаю детям смачивать изделие водой, а лишнюю воду убираем губкой)
При выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится». (Готовые работы детей выставляются на поднос)
Вот какая красивая посуда у вас получилась. (Спрашиваю 2-3 детей о том, что у них получилось). Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
В. - Если б не было посуды
Нам пришлось бы очень худо
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей.
Брали мясо бы руками
Разрывали бы зубами.
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
В. – Давай те вспомним, что мы сегодня с вами делали?
(Ответы детей)
В. – Что узнали нового?
(Ответы детей).
Подарок.
В. - Посуда нам очень нужна. Будем беречь ее и ухаживать за ней – мыть чисто и вытирать полотенцем. А на память о посещении музея я дарю вам билетики.
Используемая литература:
1.Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;
2.А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;
3.Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»;
4.Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»;
5.Использование ИКТ.