ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
25.05.22 (2 часа)
Название предмета МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1 КУРС ТМ
Тема: Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор
Выдающееся произведение Мендельсона — Концерт для скрипки ми-минор — постоянно присутствует в репертуаре всех скрипачей мира, выдерживая сравнение с наиболее замечательными сочинениями этого жанра — скрипичными концертами Бетховена и Брамса, Чайковского и Глазунова.
Скрипичные сочинения в творчестве Мендельсона единичны; первоклассный пианист, он преимущественное внимание отдавал фортепиано.
Скрипичный концерт — одно из наиболее жизнеспособных созданий Мендельсона, в котором он с блеском проявил лучшие черты своего дарования: пластичность песенных лирических и скерцозно-фантастических образов, простоту и искренность лирического высказывания, богатый мелодизм.
Жанр концерта — произведения сольного, но идущего в сопровождении симфонического оркестра и, следовательно, исполняемого с большой эстрады, — определил масштабы композиции, эмоциональную насыщенность, виртуозность скрипичного стиля.
Первые две части концерта — Allegro, molto appassionato и Andante — при всем отличии объединены общим лирическим характером. Финал включает в себя круг тем, типичных для светлого мира мендельсоновской фантастики с присущей ему грациозной шутливостью, нарядным, праздничным колоритом.
Темы первых двух частей родственны своим лирическим содержанием; в то же время основная тема Allegro — взволнованная — более активна, динамична, тема Andante — элегичная и одновременно страстная. Но если во второй части весь комплекс эмоций вмещается в ее основной музыкальный образ, то эмоциональный план первой шире и богаче различными гранями. В Allegro (первая часть изложена в сонатной форме) за взволнованно приподнятой темой закрепляется ведущее положение (Подчеркнуто индивидуальный тон высказывания делает здесь невозможным использование двух экспозиций — оркестровой и сольной (то есть так называемой двойной экспозиции), обязательных в классическом концерте.):
|
В связующей партии появляется новый тематический материал:
Несмотря на явную зависимость от главной, новые его свойства — расширение диапазона звучания, хроматические полутоновые интонации в восходящем направлении — придают теме более энергичное выражение и большую устремленность движения.
Тема побочной партии характерна для Мендельсона своей «тихой», светлой лирикой:
Побочная партия контрастна главной и связующей, отличается замкнутостью структуры. Но отсутствие внутренних противоречий и конфликта образов снимает необходимость в драматически-действенной разработке. Действительно, функции разработки в сонатном Allegro концерта довольно скромны и ограничены. Рядом модуляционных ходов освежается тональная сфера концерта; мотивное дробление тематического материала открывает возможность свести вплотную и дать в одновременном звучании мелодические элементы темы, дополняющие ее фигурации и тем самым подготовить, сделать закономерным появление виртуозной каденции на необычном месте — в конце разработки, а не между репризой и кодой, как это было принято в классическом сольном концерте.
Ограниченность функции разработки, сужение ее масштабов (по сравнению с экспозицией) восполняется большим разнообразием тематизма и эмоциональной насыщенностью экспозиции, разработочным характером почти всех ее разделов. Динамизированная реприза, более компактная, чем экспозиция (благодаря устранению некоторых связующих построений), дополняется остро драматической кодой — кульминацией всего Allegro.
|
Вторая часть — Andante — своего рода лирическое интермеццо. С первой частью она связана непосредственным переходом (идет без перерыва, соединяясь общим звуком h — квинтовым для e-moll, вводным для C-dur, тональности второй части). Основная тема Andante песенная, очерченная широкими мелодическими линиями, всем своим содержанием примыкает к лирическим темам Allegro:
Но ее лирика более открытая, чувство изливается более непосредственно. В очищенной от виртуозного «окружения» теме Andante сосредоточились мелодические обороты и интонации, характерные для лирических образов Мендельсона (Можно указать на сходство темы Andante из Скрипичного концерта с темой медленной части «Шотландской» симфонии. Общие моменты есть даже в манере изложения, характерной и для «Песен без слов».). Усиливая во второй части лирические элементы, концентрируя на них все внимание, Мендельсон создает условия для яркого контрастного восприятия третьей, заключительной, части концерта. Он даже вводит новую песенную тему в переходном разделе, связывающем Andante и финал, которые следуют без перерыва:
Эмоционально-образный строй финала соприкасается с образами увертюры «Сон в летнюю ночь».
Две темы, в высшей степени показательные для Мендельсона, составляют основу этой части. Первая, «порхающая», напоминает «эльфную» тему из «Сна в летнюю ночь», вторая, праздничная и ликующая, близка свадебной маршевой теме той же увертюры:
Как и в «Сне в летнюю ночь», в финале нет драматического противопоставления контрастных образов. Все темы пронизаны единой динамикой. Большое очарование придает финалу легкость его стремительного движения, прозрачность переливающегося множеством тонких оттенков колорита.
Задание на 30.05.22:
1. Конспект лекции.
2. Прослушивание концерта с нотами.
3. Анализ и игра основных тем концерта.