Силлабус
По дисциплине: Экология и устойчивое развитие Eсo -1106
Для специальности: 5В130200 - «Общая медицина»
Лекции: 12(часов)
Практические (семинарские) занятия: 48(часов)
СРС: 30
Экзамен: II семестр
Всего часов: 90 (2 кредита)
Курс: 1
Семестр: 1-2
Астана 2014
Силлабусо бсужден и утверждён на заседании кафедры.
Протокол №_________ от______________201___г
Зав.каф.профессор д.м.н.____________________________А.Ж.Шарбаков
Силлабус обсужден и утверждён на заседании кафедры.
Протокол №_________ от______________201___г
Зав.каф.профессор д.м.н.____________________________
Силлабус обсужден и утверждён на заседании кафедры.
Протокол №_________ от______________201___г
Зав.каф.профессор д.м.н.____________________________
Силлабус обсужден и утверждён на заседании кафедры.
Протокол №_________ от______________201___г
Зав.каф.профессор д.м.н.___________________________
Силлабус обсужден и утверждён на заседании кафедры.
Протокол №_________ от______________201____г
Зав.каф.профессор д.м.н.____________________________
1.1 Сведения о преподавателях:
Шарбаков Алтай Жиенбаевич – д.м.н., професор, зав.кафедрой. Научные интересы: вода, гигиена питания, радиационная гигиена, общая гигиена и коммунальная гигиена.
СалпыновЛенбайНуртлеуович – д. м. н., профессор. Стаж работы на кафедре более 7 лет. Научные интересы- гигиена питания, радиационная гигиена,общая гигиена.
Навроцкая Наталья Ивановна – к.м.н., доцент. Стаж работы на кафедре более 39 лет. Научные интересы – гигиена труда, радиационная гигиена, общая гигиена.
Аскарова Улбосын Бакиревна – К.б.н., доцент, общий стаж трудовой деятельности в вузе около 25 лет. Автор учебников по экологии и устойчивому развитию на казахском и русском языках. Научные интересы: экологические проблемы в Казахстане и мире в целом. Читает лекций на казахском и русском языках, проводит практические занятия в английских группах.
|
электронная почта:
Гудым Елена Борисовна – старший преподаватель, стаж работы на кафедре 20 лет, непосредственно по общей гигиене более 7 лет. Завуч каферы. Научные интересы - военная и общая гигиена, экология.
Васильчикова Галина Васильевна - Старший преподаватель, педагогический стаж более 18 лет, непосредственно по общей гигиене более 6 лет. Ответственная за воспитательную работу. Научные интересы: общая гигиена, экология.
МантугеловаАйзадаКажибековна - преподаватель, общий стаж педагога 5 лет,стаж работы накафедре более 1 года, ведет занятия на государственном и русском языках. Научные интересы -экология природных ресурсов, проблемы исчерпаемости природных ресурсов.
1.2 Контактная информация:
Местонахождение кафедры – улица Бейбитшилик 51, 3 этаж.
Телефон кафедры: 53-94-47.
Аудитории №№ 1,2,3,4.
1.3 Политика дисциплины:Обучающиеся обязаны
· В полном объеме овладевать знаниями, умениями и практическими навыками.
· Студент должен придти на занятия (лекции, практические занятия, СРСП), изучив материал темы по указанной литературе и контрольным вопросам.
· Бережно относиться к имуществу кафедры;
· Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся;
·
· Соблюдать медицинскую форму на лекциях, практических, семинарских, лабораторных занятиях, экзаменах (халат, шапочка).
· Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.);
|
· Отключать звук мобильных телефонов во время лекций, занятий.
· Не брать на экзамены сотовые телефоны.
· Обязательно посещать практические (семинарские, лабораторные) занятия, занятия по СРСП; не опаздывать на занятия.
· Посещение лекций является обязательным. В случае пропуска лекций, материал отрабатывается в виде подготовки конспекта лекции и собеседования с лектором.
· В случае пропуска занятий и лекций обучающимися по уважительной причине (болезнь, нахождение на стационарном лечении, роды, свадьба, возникновение событий чрезвычайного характера: смерть близких, стихийные бедствия, аварии и другие), студент или его родственники обязаны в течение 3-х суток информировать кафедру о происшедшем любым способом (по телефону и прочее).
· При неявке на занятия по уважительным причинам обучающийся обязан не позднее, чем на следующий день поставить об этом в известность декана факультета или его заместителя и в первый день явки предоставить в университет данные о причинах пропуска занятий. В случае болезни обучающийся предоставляет декану факультета или его заместителю справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
· Оправдательным документом является справка со студенческой поликлиники, свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. Декан (зам.декана) выписывает студенту допуск к отработкам и занятиям с указанием причины пропуска. Допуск к отработкам и занятиям регистрируется в «Журнале регистрации допусков» деканата и «Журнале регистрации отработок» кафедры. Копия оправдательного документа должна храниться в деканате, а оригинал остается у студента.
|
· В случае пропуска занятий и лекций по уважительной причине обучающийся отрабатывает бесплатно в объеме пропущенного материала.
· В случае пропуска занятий и лекций по неуважительной причине обучающийся обязан пройти платный факультатив в объеме пропущенных часов.
· В случае не отработанных двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным за аттестационный период и должен получить допуск к занятиям и лекциям в деканате факультета.
·
· Неудовлетворительные оценки для получения более высокого рейтинга не отрабатываются. В случае неотработанных неудовлетворительных оценок студент получает низкий рейтинг, который в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.
· Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.
· Отработки на кафедрах и курсах проводятся во внеурочное время – по субботам.
· В случае, если студент имеет задолженность по дисциплине, разницу в учебных планах при переводе из вуза в вуз студент должен пройти в летний платный семестр. На кафедре функционирует студенческий научный кружок.
2.Программа:
Введение
Современная экология и устойчивое развитие — это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобретает глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земли.
Экономическая и политическая стабильность Республики Казахстан, ее экологическая и национальная безопасность невозможны без решения экологических проблем, важнейшей составной частью которых является экологическое образование населения. Стихийное развитие взаимоотношений общества с природой поставило человечество на грань экологической катастрофы. Дефицит экологического воспитания и образования приводит ко многим непоправимым ошибкам как в сфере производства, науки и в целом всей хозяйственной деятельности, так и в сфере охраны здоровья. Поэтому экологическая образованность должна стать неотъемлемым компонентом в становлении и профессиональной деятельности врача любого профиля.
2.2 Цель дисциплины: формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья, экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития.
2.3 Задачи обучения:
- Познакомить студентов с основами фундаментальной экологии - наиболее
общими закономерностями взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
- Дать представление о взаимоотношениях в системе «общество-природа»,
специфической роли человека в биосферных процессах.
- Научить видеть последствия антропогенного воздействия на окружающую
среду и здоровье человека.
- Дать представление об основных принципах и методах охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.
- Научить оценивать состояние качества объектов окружающей среды и
выделять возможную роль экологических факторов в развитии преморбидных состояний и заболеваний индивидуума и населения
-Научить применять экологические знания для повышения экологической
грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий и рационального природопользования.
Конечные результаты обучения
Дублинские дескрипторы | Конечные результаты обучения |
А. Студент должен знать и понимать: | 1. Цели, задачи и объекты изучения экологии. Историю развития экологии и видных ученых, сыгравших роль в ее становлении. 2. Структуру современной экологии, методы и связь с другими науками 3. Значение общей экологии (биоэкологии) в системе экологических знаний, ее цели, задачи и структуру. 4. Экологические факторы и общие закономерности их действия на организм. 5. Состав и свойства экосистем. Гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем. 6. Экологические последствия глобального (парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди), регионального и локального загрязнения атмосферы. 7. Влияние загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье человека и условия жизни. 8. Основные экологические проблемы гидросферы и здоровье населения. 9. Экологические последствия антропогенного воздействия на литосферу. Влияние на здоровье человека. 10. Экологическое значение естественных и искусственных биогеохимических провинций. 11. Экономические механизмы охраны окружающей среды: 12. Основные принципы нормирования качества окружающей природной среды. 13. Мероприятия по инженерной защите окружающей среды. 14. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. 15. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды. Роль стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды. |
В. Студент должен применить знания и понимания: | 1. Самостоятельно работать с нормативной и справочной литературой по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. 2. Выделять задачи экологического плана и объекты, подлежащие изучению. 3. Оценивать прикладное значение законов экологии 4. Использовать принцип «эмерджентности» и закон толерантности В. Шелфорда в практической деятельности, выделять лимитирующие факторы и учитывать влияние взаимодействия и компенсации действия экологических факторов на пределы толерантности 5. Оценивать гомеостаз популяции, используя данные возрастной структуры и динамики популяции. 6. Видеть возможную связь между внешними воздействиями и изменениями, происходящими в биосфере или отдельных ее звеньях. 7. Осознавать биосферные функции человека и действовать в рамках собственных возможностей в направлении повышения устойчивости экосистем и биосферы в целом. |
D. Студент должен обладать коммуникативными способностями: | 1. Уметь работать в междисциплинарной команде; 2. уметь представлять собственные исследования или результаты литературных поисков для специалистов также как и для непрофессиональной аудитории. |
Е. Студент должен показать способность к учебе: | 1. Изучить влияние экологических факторов на заболеваемость органов дыхания; 2. Определить биогеохимиялық провинции Казахстана; 3. Определить уровень химической нагрузки на организм в промышленных зонах; 4. Определить заболеваемость, связанную с качеством воды; 5. Составить «ПДК» для химических веществ, содержащихся в атмосферном вохдухе. |
2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика.
2.6 Постреквизиты: общая гигиена, общественное здравоохранение.
2. 6 Краткое содержание дисциплины:
Предмет экология и устойчивое развитие, его задачи и методы исследования, краткая история развития. Разделы экологии- аутэкология, демэкология и синэкология, учение о биосфере В.И. Вернадского, основные его положения и их роль в эпоху устойчивого развития. Основные составляющие биосферы, их современное состояние и основные экологические проблемы, связанные с антропогенной деятельностью и меры по охране и защите компонентов окружающей среды для достижения основных параметров международных стандартов устойчивого развития.
2.7 Тематический план лекций, практических занятий, СРС.
Тематический план лекций
№ п\п | Темы лекций | Форма проведения | Продол. |
Экология и устойчивое развитие: предмет, задачи, объекты и методы обучения. Краткая история развития. Разделы экологии: аутэкология, демэкология и синэкология | Обзорная лекция | ||
Биосфера как глобальная экосистема. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Экологические проблемы биосферы. | Обзорная лекция | ||
Атмосфера – элемент биосферы. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения биосферы. Источники загрязнения атмосферного воздуха. | Проблемная лекция | ||
Гидросфера - важнейший элемент биосферы. Загрязнение природных вод и влияние его на здоровье населения. | Проблемная лекция | ||
Литосфера - элемент биосферы. Источники и характер загрязнения почвы. Биогеохимические провинции Казахстана и особенности здоровья населения регионов республики | Проблемная лекция | ||
Природные ресурсы земли и рациональное природопользование. Глобальные социально-экологические проблемы современности. | Обзорная лекция | ||
Основные принципы рационального природопользования. Экологический мониторинг, экспертиза и аудит. | Обзорная лекция | ||
Экологические проблемы в мире и Казахстане: причины и последствия. | Проблемная лекция | ||
Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. | Обзорная лекция | ||
Правовые основы экологии и устойчивого развития. Международное сообщество и его деятельность | Обзорная лекция | ||
Стратегия взаимодействия общества и природы в эпоху устойчивого развития | Обзорная лекция | ||
Концепция о переходе к устойчивому развитию РК на 2007-2024 гг. | Обзорная лекция | ||
Всего часов: 12 |
Тематический план практических занятий