Авторский курс педагогического мастерства и развития карьеры педагога.
Автор курса: Елена Антоновна Ливач, к.соц. н., стаж преподавания: 14 лет (кафедра социологии СПб государственного технологического института, СПб государственный институт психологии и социальной работы, Восточно-Европейский институт психоанализа)
Курс состоит из 3 блоков.
Каждый блок подробно освещает проблемы и решения в одной из важных для российского педагога сфер: педагогическая деятельность, психология труда и отдыха преподавателя, статус, идентичность и карьера преподавателя.
Блок 1. Педагогика как деятельность.
Количество занятий: 8
Кому адресован:
ü Педагогам, которые только начинают педагогическую карьеру;
ü тем, кто переживает застой, не понимая, как и куда развиваться дальше в профессии;
ü тем, кто хочет в большей степени управлять вниманием и мотивацией студентов;
ü тем, кто хочет развить свои способности по организации процесса обучения;
ü тем, кто развить свои способности подавать материал в доступной и интересной форме:
ü тем, кто развить свои способности взаимодействовать с учащимися:
ü тем, кто планирует создание собственного курса или проведение публичных лекций.
№ и тема занятия | Основные вопросы |
1. Как читать лекции, которые хочется слушать: концепция Б. Минто. Часть 1 | 1. Отличия захватывающих выступлений от утомительных. 2. Принцип пирамиды Б. Минто, и почему он работает. 3. Учитываем способы мыслить в подготовке лекции |
2. Как читать лекции, которые хочется слушать: концепция Б. Минто. Часть 2 | 1. Пирамида Минто: с чего начать. 2. Строим ловушку для мысли. 3. Тренируемся на кошках. |
3.1. Идеальная презентация. 3.2. Как и зачем проводить вебинары. | 1. Логика идеальной презентации. 2. Анализ часто встречающихся ошибок. 3. Вебинары: с чего начать, чтобы все получилось. |
4. Имидж и позиция преподавателя | 1. Код имиджа преподавателя. 2. Табу, которое нужно уважать. 3. Главная ошибка преподавателей и как ее не допустить. |
5. Каким учителем Вам нравится быть? Анализ педагогических подходов | 1. Сравнительный анализ педагогических подходов: вопросы дистанции и ответственности, преимущества и ограничения 2. Личный выбор оптимального спектра подходов: почему это важно 3. Соотношение подходов и методов |
6. Власть и авторитет преподавателя | 1. Власть, авторитет, престиж: суть понятий 2. Психология авторитета 3. Как завоевать авторитет у учащихся |
7. Наследие Дэйла и Блума и человеческий капитал России | 1. Сравнительный анализ концепций Б.Блума и Э. Дэйла: общий принцип 2. Хроническая болезнь массового образования и можно ли ее излечить 3. Кого мы создаем своими занятиями |
8. Как сделать эскиз курса за 15 минут | СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА АВТОРСКОГО УЧЕБНОГО КУРСА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ. ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНО! |
Блок № 2.
Психология обучения, взаимодействия с учащимися и снижения стресса педагога.
Количество занятий: 8.
Кому адресован:
ü Педагогам, которые только начинают педагогическую карьеру;
ü тем, кто переживает застой, не понимая, как и куда развиваться дальше в профессии;
ü тем, кто постоянно находится в стрессе от своей работы;
ü тем, кто хочет в большей степени управлять вниманием и мотивацией студентов;
ü тем, кто развить свои способности подавать материал в доступной и интересной форме:
ü тем, кто развить свои способности взаимодействовать с учащимися:
ü тем, кто планирует создание собственного курса или проведение публичных лекций.
№ и тема занятия | Основные вопросы |
9. Что нужно знать о психике, чтобы учить эффективно | 1. Как работает внимание учащегося. 2. Как работает память учащегося. 3. Как формируются представления учащегося. 4. Как работает мышление учащегося. |
10. Интеллект: инструкция по применению | 1. Интеллект vs навык: грандиозное достижение эволюции; 2. Логика работы интеллекта; 3. Условия работы интеллекта; 4. Интеллектуальная педагогика vs рефлекторная педагогика |
11. То, что блокирует обучение: фрустрация. | 1. Тысячеликий демон фрустрации: сущность и симптомы. 2. Что может сделать учитель, чтобы уменьшить фрустрацию ученика. |
12. Неосознаваемое сопротивление обучению и как его преодолеть | 1. Сознательное и бессознательное в поведении учащегося 2. Почему обучение вызывает сопротивление 3. Как снизить сопротивление обучению |
13. Как устроены эмоции | 1. В чем смысл эмоции. Сложные отношения эмоций и реальности 2. Из чего состоит эмоция: пять компонентов 3. Основные эмоции человека: руководство «для чайников» |
14. Агрессия и насилие в процессе обучения | 1. Агрессия и насилие: почему их нельзя путать; 2. Место агрессии в обучении; 3. Почему насилие в обучении недопустимо. |
15. Как взаимодействовать с психопатическими личностями в педагогическом процессе | 1. Как распознать психопата. 2. Причины психопатического развития личности 3. Стратегия взаимодействия с психопатом |
16. Психология труда и отдыха преподавателя | 1. Может быть, Вы забыли, кем Вы работаете?.. 2. Почему больше – значит хуже. 3. Что преподаватель должен самому себе |
Блок № 3.
Социальный статус, профессиональная идентичность и карьера преподавателя
Количество занятий: 8.
Кому адресован:
ü Педагогам, которые хотят знать, как строить свою карьеру, как отстаивать свои интересы;
ü Педагогам, которым нужно больше возможностей для профессионального развития;
ü тем, кто развить свои способности монетизировать свои знания, умения и навыки;
ü тем, кто постоянно находится в стрессе от своей работы;
ü тем, кто хочет повысить свой социальный статус;
ü тем, кто так устал, что чувствует спад интереса к профессиональной деятельности;
ü тем, кто переживает застой, не понимая, как и куда развиваться дальше в профессии.
ü тем, кто недоволен своими взаимоотношениями с администрацией;
ü тем, кто категорически не согласен с текущим уровнем дохода \ престижа в своей профессии, и при этом любит преподавание всей душой.
№ и тема занятия | Основные вопросы |
17. Кому и за что платят деньги в современном обществе | 1. Социальное неравенство и справедливость: как «работает» идея общества; 2. Характеристики основных социальных благ; 3. Связь профессии и доступа к социальным благам; 4. Реальная ценность образования – в чем она? |
18. Что значит быть педагогом (и как этот статус влияет на вашу жизнь) | 1. Суть профессии педагога; 2. Варна брахманов в индийском обществе и педагог в российском обществе; 3. Негативный стереотип педагога и как его разрушить. |
19. Фактор-невидимка, или Что определяет вашу жизнь в обществе | 1. Понятие социальной структуры; 2. Неприятная двойственность статуса педагога и как ее преодолеть; 3. Теория структурации: возможности современного человека построить свою жизнь |
20. Быть хозяином своей жизни: как создать свою структуру | 1. Социальный статус человека и степень его свободы; 2. Кем нужно быть, чтобы быть свободным; 3. Свобода, культура и индивидуальность |
21. Механизм движения вверх по социальной лестнице для преподавателя и ученого | 1. Жесткие и гибкие социальные структуры 2. Значение самооценки в социальном развитии личности 3. План индивидуального социального развития |
22. Что делает нас продуктивными: человеческий капитал и его прирост | 1. Человеческий капитал: как связаны деньги и человечность. 2. Почему педагогу особенно важно понимать, что такое человеческий капитал. 3. Способы увеличения своего ЧК. |
23. Возраст и путь профессионала по И. Калинаускасу: актуальные задачи и возможные ловушки | 1. Возраст индивидуальности; 2. Возраст личности; 3. Возраст сущности; 4. Тесты соответствия |
24. Как найти сбалансировать свою жизнь: роли и ценности по П. Кенсоку | 1. Определяем свои ценности 2. Определяем свои роли 3. Формула самореализации |