Сценарий тематического вечера




Министерство культуры

Донецкой Народной Республики

Государственное учреждение культуры

«Донецкая республиканская библиотека для молодёжи»

 

 

 

 

Фотограф, сотворивший вечность:

Евгений Халдей

Сценарий тематического вечера к 75-летию Победы Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах

 

Донецк 2020

 

 

78.374.3

Ф81

 

 

Фотограф, сотворивший вечность: Евгений Халдей: сценарий тематического вечера к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / М-во культуры Донецкой Народной Республики, ГУК «Донец. респ. б-ка для молодёжи». – Донецк: 2020. – 16 с.: ил.

 

Евгений Ананьевич Халдей (1917-1997) родился в Юзовке (современный Донецк). Мировое признание получил как фотохудожник, военный фотокорреспондент. Особенно высоко оценён вклад Е. Халдея в фотолетопись Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Евгений Ананьевич был награждён боевыми орденами и медалями. В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства – титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

 

Издание адресовано библиотекарям, педагогам, краеведам и всем, кто интересуется данной темой.

 

Компьютерная вёрстка: Э. С. Челяда

Ответственный за выпуск: Н. В. Коваленко

 

 


Фотограф, сотворивший вечность: Евгений Халдей

Сценарий тематического вечера

Ресурсы, оформление: ноутбук, экран, проектор, видеопрезентация, посвященная Е. Халдею; книжно-иллюстративная выставка «История жизни и жизнь для истории: Евгений Халдей», слайд-заставка на экране с портретом Е. Халдея и цитатой К. Симонова «Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счёте, глядит через него в историю...»

 

Чтец:

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем –

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

 

Никто не знает их фамилий,

О них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,–

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

 

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,–

Жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

(Римма Казакова)

 

Ведущий 1: Военный фотокорреспондент – человек, который все видит, но не вмешивается в происходящее. Помогает все видеть ему современная техника. Нажимать на современный «спусковой крючок» можно бесконечно, а когда «закончатся патроны», репортер меняет карту памяти и продолжает съемку. Благодаря интернету снимки моментально попадают в компьютер редакции и через всемирную «паутину» их могут смотреть все жители Земли.

 

Ведущий 2: А теперь перенесемся в годы войны 1941-1945 годов. Про интернет никто не знает, а что такое карта памяти не скажет ни один разведчик. 35-тимиллиметровую фотопленку, прежде чем отснять, нужно где-то получить, купить или достать. После этого собственно и начинался творческий процесс на пыльных дорогах войны и полях битв. И все это под пулями, в непогоду, в холод и жару. И вот «шедевр» снят. Начинается химическое «колдовство». Где найти чистую воду, темную комнату, как обеспечить температурный режим проявки, где достать реактивы, и где без пыли высушить пленку. Для протирки пленки использовали знаменитые «боевые 100 грамм».

Фотография действительно физически «рождалась». Её нельзя было увидеть через секунду на мониторе камеры, чтобы как-то подкорректировать свет, экспозицию, точку съемки. Весь «бортовой компьютер» фотокамеры находился отдельно от механической коробки, но всегда был с фоторепортером. Он находился в его голове. Это тот опыт, тот самый «багаж знаний», который накопил фотограф и он всегда, как говорится, был «под рукой».

«Фотография – зримая память истории», – сказал кто-то из мыслящих людей. Другой точно подметил: «Фотожурналистика – секундная стрелка истории».

Советский военный фоторепортаж (особенно периода Великой Отечественной войны) признан лучшим в мире.

(Звучит «Песенка военных корреспондентов», слова К.Симонова, музыка М. Блантера https://www.youtube.com/watch?v=Y4V7tgp9qFo)

 

Советские военные фотокоры в Берлине

Ведущий 1: Евгений Ананьевич Халдей один из выдающихся представителей мировой военной фотожурналистики. Он много и плодотворно работал до и после войны, являясь с 1939 г. корреспондентом «Фотохроники ТАСС». Но «звёздной» славы достигли фоторепортажи и кадры, запечатлевшие для истории трудные дороги войны, которыми Евгений Халдей прошагал «с «лейкой» и блокнотом» вместе с частями Красной Армии от Мурманска до стен поверженного Рейхстага…

 

Северный флот 1941г.

 

Евгений Халдей в Берлине

 

Евгений Ананьевич Халдей – великий фотомастер, маг фоторепортажа. Его имя внесено в историю отечественной и мировой фотографии. Его творчество изучается в учебных заведениях, имеющих факультеты и отделения фотоискусства. Благодаря ему, труду его коллег мы и весь мир знаем и помним лица воинов, боровшихся за победную весну. Многие из его товарищей отдали жизнь за миг истории, запечатлённый на фотографии.

 

Чтец:

Ночь, передовая, начинался бой.

Из газеты прислан парень молодой.

Что-то пишет, пишет, слушая солдат,

Наготове держит фотоаппарат.

 

«Ты не рвись за нами, – шепчет капитан –

Этот бой жестокий, впереди туман.

Ты, сынок, так молод, жить тебе и жить.

Выживи, пожалуйста!» Стали бомбы выть,

 

Засвистели пули, не видать не зги.

Крики утонули: «Ты, браток, живи!

Описать ты должен каждый миг и час.

Будь же осторожен, напиши про нас!»

 

«Должен!» – мозг усиленно повторяет вновь,

По руке дрожащей струйкой льётся кровь.

«Должен!»– повторяет времени полёт,

И спецкор – мальчишка, за бойцом ползёт.

Видит он, снимает, жизнь и смерть ребят.

«Должен, должен, должен!» – вновь виски стучат.

Чтобы знали люди, чтобы не забыть,

Как завоевали это право жить.

(Самкова Нияра)

 

Ведущий 1: Фронтовой фотокорреспондент Евгений Халдей снимал войну от первого до последнего дня. Его фотографии стали знаковыми в истории Великой Отечественной войны: знаменитая фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года и майская фотография – символ Победы 1945 года «Знамя над Рейхстагом». Эти фотографии стали достоянием мировой истории.

Берлин. 1945 год

 

Ведущий 2: Евгений (его настоящее имя Ефим) Халдей – наш земляк. Евгений Ананьевич родился в Юзовке (современный Донецк) в 1917 году в еврейской семье. Судьба его сложилась непросто. В детстве Евгений остался сиротой. Мать погибла в 1918 году во время одного из еврейских погромов, которые прокатились по Юзовке. Она закрыла своим телом сына, и пуля прошла навылет, застряв под ребром годовалого малыша. Это было единственное огнестрельное ранение в жизни Халдея: за все годы, проведенные на фронте, фотокора не задела ни одна шальная пуля. Вместе с матерью был убит и дед Евгения. Родители были в разводе, поэтому мальчика воспитывала бабушка.

Еще в юношеские годы Евгений смастерил первый фотоаппарат из картонной коробки и линзы от бабушкиных очков, пробовал делать снимки. Чтобы хоть как-то прокормиться, в 13 лет устроился работать в паровозное депо. Мальчишка увлеченно фотографировал все, что видел, и вскоре его талантливые работы заметил редактор заводской газеты. Именно он помог Евгению стать корреспондентом, юноша увлеченно работал. К тому времени он в рассрочку купил камеру «Фотокор-1», и теперь мог вволю экспериментировать. Вы видите снимки, сделанные в 1934 году в родном Донбассе.

 

 

В шестнадцать лет, в 1933 году, Евгений Халдей уже был штатным фотографом газеты «Сталинский рабочий», а чуть позже – «Социалистического Донбасса». Фотограф постоянно участвовал в конкурсах, был среди призёров.

 
 

В Донбассе с теплом и уважением вспоминают своего выдающего земляка. Так, в 2017 году, в год столетнего юбилея фотографа, прошли два мероприятия, посвященные этому событию. В Донецком республиканском краеведческом музее прошла выставка:

Марка с изображением Евгения Халдея

 

«Е.А.Халдей – фотокорреспондент Победы», а также было осуществлено гашение специальной марки, выпущенной к этой дате.

 

В 1936 году девятнадцатилетний Халдей отправился в Москву и начал работать в фотохронике ТАСС. Халдей путешествовал по СССР, снимал грандиозные советские стройки. По его портретам страна знала знаменитых героев труда.

Алексей Стаханов с подарком Сталина

Паша Ангелина. 1936 год

 

Ведущий 1: Жизнь фотографа, как и всей страны, круто изменилась 22 июня 1941 года. 22 июня Евгений Халдей был в Москве, где он запечатлел группу людей, слушающих знаменитую речь Молотова: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». Снимок Халдея – единственный, сделанный в Москве 22 июня 1941 года (из тех, что дошли до нас).

22 июня 1941 года. Москва

Халдей вошел в состав военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Он попал на Северный флот и потом всю войну носил черную морскую форму. Со своей камерой Leica он прошел все 1418 фронтовых дней и расстояние от Мурманска до Берлина. После Победы над фашистской Германией снимал войну с Японией на Дальнем Востоке…

Фотокамера Leica

 

Фотограф запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение Японии на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. Он участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, а на Нюрнбергском процессе его фотографии были представлены в числе вещественных доказательств.

 

Ведущий 2: Евгений Ананьевич неотделим от людей, которых снимал, с которыми шёл по дорогам войны, многих из них терял. Они близки ему, его боевые товарищи. Они остались на его фотографиях и в истории навечно.

Иногда его спрашивали: как он, человек, учившийся в своей жизни только на слесаря, мог делать такие кадры? Он отвечал: сердцем и душой, говорил, что стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть на фото сегодня, завтра и послезавтра. И спустя десятилетия кадры, сделанные его «лейкой», хочется разглядывать. «Лейку» он так никогда и не оставил – даже когда уже в 90-х в США ему показали цифровую технику, он только сказал: «Да ну вас!» – и поцеловал свою старую камеру.

«У него с работой была взаимная любовь», – говорит дочь фотографа Анна Ефимовна Халдей.

 

Ведущий 1: В 1984 году Евгений Ананьевич Халдей издал книгу «От Мурманска до Берлина», куда вошли его военные фотографии с авторскими комментариями.

Предоставим слово великому фоторепортёру.

Чтец: «Весной 1970 г. в Ростоке (Германская Демократическая Республика) во время рабочего фестиваля экспонировалась моя авторская фотовыставка. За десять дней пятнадцать тысяч жителей северного немецкого города увидели войну, снятую советским фотокорреспондентом. Но вот наступил день, когда я должен был уезжать в Берлин. Утром я зашел в выставочный зал, попрощаться с героями моих снимков. Я стоял, смотрел – и вдруг явственно услышал шум войны, услышал голоса людей, смотревших на меня с фотографий, вспомнил, о чем они со мной говорили в те годы… А сейчас все они говорили: «Зачем ты нас здесь оставляешь?..»

Нет, нет, они всегда со мной – в моих фотографиях, в моих блокнотах, в моей памяти, в моем сердце.

Вглядитесь в лица этих людей. Это они отстояли нашу страну, это они освободили Европу, разгромили фашистскую Германию. Это они завоевали Победу – рядовые и генералы, юнги и сыны полков, летчики, танкисты, моряки, медсестры – Солдаты Страны Советов.

Я снимал их в Мурманске и Новороссийске, в Керчи и Севастополе, в Румынии и Германии, снимал на кораблях и в окопах, на аэродромах и на подводных лодках.

Я помню их имена и фамилии; помню, как они улыбались, о чем говорили; помню, как они мечтали о Победе. Многих я потом, после войны, разыскал… Многие с войны не вернулись.

Об их смерти я узнавал иногда через несколько дней после нашей встречи, иногда – через десятилетия…

Вдоль тех дорог, по которым они шли, стоят обелиски – мраморные, гранитные, бетонные, деревянные.

Я бывал в деревнях, где из ушедших на фронт не вернулся каждый второй. Снимал у могил коленопреклоненных матерей, отцов, сыновей – снимал, каждый раз переживая горе с человеком, которого видел через видоискатель, каждый раз заново переживал смерть своих друзей-товарищей…

Все они – со мной, и мертвые, и живые, – все те, кто завоевал Великую Победу».

Чтец:

От зорь июньских, бомбами сожженных,

До дня того, когда рейхстаг был взят,

В громаде сил вооруженных

Была нас горстка – двести пятьдесят.

Но не вернулся с боя каждый пятый,

За киноправду жизнью заплатив,

Оставив в аппарате недоснятый

Свой смертный, свой последний негатив.

Идут года… Но, в кадрах оживая,

Встает опять такою, как была,

Та самая – Вторая мировая,

Что полпланеты кровь залила. (В. Еремеев)

Ведущий 1: Давайте вглядимся в эти фотоснимки. (Видеопоказ фотографий Е. Халдея времен Великой Отечественной войны)

 

Посадка моряков на десантные катера

 

Ведущий 1: Чёрно-белые фотографии Евгения Ананьевича Халдея – его памятник ребятам, которые «ушли на заданье, да так и остались в веках». В одном ряду с ними в мировой истории и его имя. Он со своей «лейкой» сотворил вечность.

 

(Звучит песня Юрия Руденко «Великая Победа» https://www.youtube.com/watch?v=KHp0xy4YeHw)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: