Как найти в исходном тексте ПРОБЛЕМУ и правильно сформулировать её?




Инструкция к действию! Её надо внимательно прочитать /можно несколько раз/!

«Судьба» баллов за ваше сочинение на ЕГЭ по русскому языку зависит от правильного определения и формулировки ПРОБЛЕМЫисходного текста!

 

 

Главное - чтобы проблема была сформулирована правильно! Иначе – очень неприятная потеря в сумме 8ми первичных баллов!

 

Как не запутаться в тексте и всё-таки найти в нём то, что надо?

 

Запоминаем важное правило!!!

 

 

 

Что делаем, если нам попался ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ?

 

Вот пример ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА и образец лёгкого поиска в таком тексте проблемы!

ПОДСКАЗКА: ищем в тексте ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СЛОВА!

ЗАПОМИНАЕМ! В формулировке проблемы должны быть тематические слова (повторяющие слова в тексте, слова, обозначающие одно и то же, т.е. различные синонимы и т.д.; и эти слова идут по тексту от начала и до конца!) Их просто нужно увидеть! Подчеркнуть!

Вот варианты правильной формулировки проблемы по тексту Ю.Бондарева:

 

Советую научиться искать в тексте проблему именно так! Это будет главная проблема! Если вы будете писать сочинение именно по главной проблеме, то её вам обязательно засчитают. Это будет точно 1 балл по К1!

 

И по главной проблеме легче подбирать примеры-иллюстрации из текста для комментария!

Ещё пример такой работы с текстом:

Советую всем действовать наверняка, т.е. идти по теме текста (по повторяющимся словам) и уже точно знать, что по К1 будет 1 балл!

Что делаем, если ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ?

 

В художественном тексте смотрим на главного ГЕРОЯ и даём ему ОЦЕНКУ!

 

Оцениваем морально-нравственными словами ПОСТУПКИ, МЫСЛИ, РЕЧЬ ГЕРОЯ! Подбираем эти оценочные слова В СООТВЕТСТВИИ со ВЗГЯДОМ АВТОРА на героя!

 

Читаем ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ:

 

 

В этом художественном тексте несколько героев. Чтобы правильно сформулировать проблему, советую остановиться на ГЛАВНОМ ГЕРОЕ (он не обязательно должен быть положительным! Он главный, потому что все события связаны с ним!)

 

Кто же здесь ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ? По всей видимости, главная героиня – это КРАСАВИЦА (кстати, у Бунина этот рассказ так и называется – «Красавица»)!

Надо её ОЦЕНИТЬ! В этом тексте сделать это очень просто! Автор дал нам подсказку в том, как он называет героиню текста: КРАСАВИЦА=КРАСОТА!

 

КРАСОТА – это то нравственно-моральное понятие, которое отражает тему текста, значит, формулировка ПРОБЛЕМЫдолжна быть связана с этим словом! Вот как может быть написан 1 абзац сочинения по этому тексту:

 

 

Ещё пример работы с ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ (читаем текст и «следим» за ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ: что он говорит, делает, думает):

 

Александр Павлович Чехов — прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат Антона Павловича Чехова.

Главный герой – Иудин (по одной только говорящей фамилии можно его ОЦЕНИТЬ!)

 

Оцениваем главного героя: думает одно (жалеет людей, обиженных жизнью, и как будто хочет им помочь), а делает другое (будучи хозяином ломбарда, не упускает своей выгоды). Значит, Иудин – лицемерный и двуличный человек! С этими оценочными словами формулируем проблему!

Пример формулировки проблемы по тексту А.П.Чехова:

ИТАК, что делаем на экзамене, когда берёмся за сочинение:

1) читаем текст минимум 2 раза (сначала просто читаем, а потом подчёркиваем либо повторяющиеся слова, либо информацию о главном герое/героях);

2) повторяющееся слово или информация о главном герое должны подсказать вам тему текста (нравственно-моральное понятие), которую «превращаем» в проблему;

3) проблему стараемся сформулировать в виде ВОПРОСА, потому что проблема=вопрос (на этот вопрос отвечает автор всем своим текстом). Этот вопрос вам понадобится для правильной формулировки авторской позиции (К3).

 

PS! Можно и нужно знакомиться с различными перечнями проблем, которые даются в справочниках и учебных пособиях, но ваша задача на экзамене «не притягивать за уши» какую-то вроде бы знакомую проблему, а идти ТОЧНО ПО ТЕКСТУ, т.е. буквально по словам текста!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: