Инструкция к действию! Её надо внимательно прочитать /можно несколько раз/!
«Судьба» баллов за ваше сочинение на ЕГЭ по русскому языку зависит от правильного определения и формулировки ПРОБЛЕМЫисходного текста!
Главное - чтобы проблема была сформулирована правильно! Иначе – очень неприятная потеря в сумме 8ми первичных баллов!
Как не запутаться в тексте и всё-таки найти в нём то, что надо?
Запоминаем важное правило!!!
Что делаем, если нам попался ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ?
Вот пример ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА и образец лёгкого поиска в таком тексте проблемы!
ПОДСКАЗКА: ищем в тексте ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СЛОВА!
ЗАПОМИНАЕМ! В формулировке проблемы должны быть тематические слова (повторяющие слова в тексте, слова, обозначающие одно и то же, т.е. различные синонимы и т.д.; и эти слова идут по тексту от начала и до конца!) Их просто нужно увидеть! Подчеркнуть!
Вот варианты правильной формулировки проблемы по тексту Ю.Бондарева:
Советую научиться искать в тексте проблему именно так! Это будет главная проблема! Если вы будете писать сочинение именно по главной проблеме, то её вам обязательно засчитают. Это будет точно 1 балл по К1!
И по главной проблеме легче подбирать примеры-иллюстрации из текста для комментария!
Ещё пример такой работы с текстом:
Советую всем действовать наверняка, т.е. идти по теме текста (по повторяющимся словам) и уже точно знать, что по К1 будет 1 балл!
Что делаем, если ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ?
В художественном тексте смотрим на главного ГЕРОЯ и даём ему ОЦЕНКУ!
Оцениваем морально-нравственными словами ПОСТУПКИ, МЫСЛИ, РЕЧЬ ГЕРОЯ! Подбираем эти оценочные слова В СООТВЕТСТВИИ со ВЗГЯДОМ АВТОРА на героя!
Читаем ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ:
В этом художественном тексте несколько героев. Чтобы правильно сформулировать проблему, советую остановиться на ГЛАВНОМ ГЕРОЕ (он не обязательно должен быть положительным! Он главный, потому что все события связаны с ним!)
Кто же здесь ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ? По всей видимости, главная героиня – это КРАСАВИЦА (кстати, у Бунина этот рассказ так и называется – «Красавица»)!
Надо её ОЦЕНИТЬ! В этом тексте сделать это очень просто! Автор дал нам подсказку в том, как он называет героиню текста: КРАСАВИЦА=КРАСОТА!
КРАСОТА – это то нравственно-моральное понятие, которое отражает тему текста, значит, формулировка ПРОБЛЕМЫдолжна быть связана с этим словом! Вот как может быть написан 1 абзац сочинения по этому тексту:
Ещё пример работы с ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ (читаем текст и «следим» за ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ: что он говорит, делает, думает):
Александр Павлович Чехов — прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат Антона Павловича Чехова.
Главный герой – Иудин (по одной только говорящей фамилии можно его ОЦЕНИТЬ!)
Оцениваем главного героя: думает одно (жалеет людей, обиженных жизнью, и как будто хочет им помочь), а делает другое (будучи хозяином ломбарда, не упускает своей выгоды). Значит, Иудин – лицемерный и двуличный человек! С этими оценочными словами формулируем проблему!
Пример формулировки проблемы по тексту А.П.Чехова:
ИТАК, что делаем на экзамене, когда берёмся за сочинение:
1) читаем текст минимум 2 раза (сначала просто читаем, а потом подчёркиваем либо повторяющиеся слова, либо информацию о главном герое/героях);
2) повторяющееся слово или информация о главном герое должны подсказать вам тему текста (нравственно-моральное понятие), которую «превращаем» в проблему;
3) проблему стараемся сформулировать в виде ВОПРОСА, потому что проблема=вопрос (на этот вопрос отвечает автор всем своим текстом). Этот вопрос вам понадобится для правильной формулировки авторской позиции (К3).
PS! Можно и нужно знакомиться с различными перечнями проблем, которые даются в справочниках и учебных пособиях, но ваша задача на экзамене «не притягивать за уши» какую-то вроде бы знакомую проблему, а идти ТОЧНО ПО ТЕКСТУ, т.е. буквально по словам текста!