Внебюджетные фонды государства




Внебюджетные фонды государства п.с. совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение, т.е. это форма перераспределения и использования фин рес-сов, привлекаемых гос-вом для финансирования не включаемых в бюджет некоторых обществ потр-тей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоят-ти строго в соотв-и с целевыми назначениями фондов.

Они являются важным звеном финансовой системы. Они создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деят-ть, указываются источники формирования, определяются порядок и направления исп-я денежных фондов.

Особенности:

1) запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4) страховые взносы и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

5) денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности и не подлежат изъятию на другие цели, не предусмотренные законом;

6) расходование средств осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа;

7) из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств для финансирования инвестиционных программ и проектов.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения НД государством в пользу определенных социальных групп населения.

Виды:

1) в зависимости от уровня управления: государственные (федеральные) и региональные.

2) по целевому назначению: экономические и социальные.

Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.Доходы внебюджетных фондов: налоги, сборы, отчисления от прибыли предприятий, средства бюджета, прибыль от коммерческой деятельности фондов, заемные средства, добровольные взносы.

ЕСН=35,6%: ПФ – 28%, ФСС - 4%, ФОМС – 3,6% (0,2%/3,4%).

Отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, дорожные фонды и др.

 

4. Управление финансами

Управление – совокупность приемов и методов целесообразного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений. Его осуществляет особый аппарат с помощью специализированных приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи.

В управлении финансами выделяют:

- объекты – разнообразные виды финансовых отношений;

- субъекты – организационные структуры, осуществляющие управление. Совокупность всех организационных структур называется финансовым аппаратом, т.е. это финансовые, налоговые, страховые органы.

Виды управления финансами:

1. Планирование – занимает важное место в системе управления. Именно в ходе планирования любой субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность полученной информации обеспечивает принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях.

2. Оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа, складывающихся в финансовых ситуациях и преследующих цель получения максимум эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидировать «узкие места», решать вновь возникшие задачи и т.п.

3. Стратегическое управление – выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д.

4. Контроль – как элемент управления осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов, намечать пути более эффективного хозяйствования.

Управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы госвласти и управления – ФС РФ и Президент РФ. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета об его исполнении.

Важнейшими органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Минфин РФ и его органы на местах, МНС.

Управление финансами на предприятиях различных форм собственности осуществляют планово-финансовые отделы.

 

 

12. Государственный долг Управление государственным долгом

Государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Общегосударственный долг помимо долга Правительства РФ включает долг органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением госдолга служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства РФ могут существовать в таких формах, как:

- кредитные соглашения и договора, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями.

- государственные ц.б., выпускаемые от имени РФ;

- договора о предоставлении государственных гарантий РФ, договора поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Госдолг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

 

16. Финансовый контроль

Финансовый контроль–контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает:

1) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного закон-ва в процессе формирования и исп-я фондов денежных средств;

2) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок или улучшение финансовой деятельности.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль = стоимостной контроль. В отлич от др видов контроля он имеет место во всех сферах общест воспр-ва и сопровождает весь процесс движен ден ф-дов, включая стадию ан-за фин рез-тов.Объектом контроля является весь процесс производственно -хоз дея-ти. Призван обеспечивать интересы и права как гос-ва и его учреждений, так и всех других эк-ких субъектов. Фин нарушения влекут санкции и штрафы.

Гос. финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за ФХД госпредприятий, госбанков, финансовых корпораций. Основное внимание уделяется своевременности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Гос-ный фин контроль негос-венной сферы экономики охватывает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед гос-вом, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных бюджетных субсидий и кредитов, а т/ж соблюдение установленных правил орг-и ден. расчетов, ведения учета и отчетности.

Фин. контроль за деят-ю п/п-ий включает также контроль со стороны кредитн учреждений, акционеров и внутр контроль: проверка эф-ти и целесообразности исп-я собств, заемных, привлеченных средств; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Функции гос фин контроля распр-ся м/у высшими орг-ми госвласти одновременно с ф-ями упр-я фин и кредитно-денс-мой.Конкретное распр-е зависит от особенностей политич сис-мы гос-ва.

Органы финансового контроля:

1. Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют ФС РФ. Высшим специальным органом госконтроля выступает Счетная палата. Главная цель – контроль за расходованием гос средств.

2. Налоговое ведомство;

3. Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4. Негосударственные контролирующие службы осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

5. Службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизация прибыли.

Виды:

1. По времени проведения:

- предварительный – осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам, т.е. до совершения операции. Имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений.

- текущий (оперативный) – производится в момент совершения операций. Предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

- последующий – проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эф-ти осущ-я предложенной фин стратегии ….

2. По субъектам контроля:

- президентский;- контроль представительных органов власти и местного самоуправления;- контроль исполнительных органов власти;- контроль финансово-кредитных органов;- ведомственный;

- внутрихозяйственный;- аудиторский.

3. По сфере финансовой деятельности:

- бюджетный;- налоговый; - валютный; - кредитный; - страховой;

- инвестиционный;- контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

- обязательный (внешний); - инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

- проверка – проводится на основе отчетной документации и расходных документов, рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;

- обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;

- надзор – производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов;

- анализ фин деят-ти– предполагает детальное изучение периодичной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным к-лом и эф-ти его использования.

- наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;

- ревизия – полное обследование ФХД экон-го субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эф-ти.

Негос фин контроль включает: внутрихоз и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный – проводится самим предприятием, его экономическими службами за деятельностью филиалов или дочерних предприятий. Может быть оперативным и стратегическим.

Аудиторский: - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ;

- проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых субъектов.

13. Местные финансы

М естные (региональные) финансы – система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется НД на экономич и соц развитие территорий.

Они охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

В последние годы во многих странах наблюдается регионализация экономических и соц процессов. Все в большей мере функции рег-я этих процессов переходят от центральных ур-ней госвласти к местным. Поэтому роль регион ф-сов усиливается, а сфера их применения расширяется.

Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет них стали финансироваться ВУЗы, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, отчислений от госналогов, субвенций (т.е. финансовых ресурсов предоставляемых из вышестоящих бюджетов на определенные цели).

Региональные финансовые ресурсы – совокупность денежных ср-в, созданных и используемых на экон и соц развитие территорий.

Гл направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования.

Состав региональных финансов:

1. Региональные бюджеты. Это бюджеты республик, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти. Направлены на обеспеч-е комплексн развития территорий, пропорционального развития производств и непроизв сфер на подведомственных территориях.

Д-ды регионального бюджета: собственные (закрепленные) д-ды (т.е. налог на им-во п/п-я, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортн налог, налог на игорный бизнес, регион лицензионные сборы, д-ды от исп-я имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и д-ды от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов госвласти субъектов РФ); регулирующие д-ды (совокупность денежных ср-в, передаваемых из вышестоящих в нижестоящ бюджеты, т.е. субсидии, субвенции, трансферты, отчислен от федер налогов и сборов).

Одним из главных направлений использования средств должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

2. Средства субъектов хозяйствования. Это финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности, фирм, организаций, используемые на финансирование социально-культурных объектов и ЖКХ. Прежде всего это прибыль.

3. Территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов и т.д. Чаще всего имеют целевое назначение (на строительство объектов социально-бытового назначения, благоустройство территории, содержание объектов общерегионального назначения и т.д.).

15. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование – разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Цели финансового планирования:

1) обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования (т.е. обеспечение производственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами);

2) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

3) гарантия выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами;

4) выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов;

5) контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Планирование финансов производится через управление балансом доходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, регулирование использования средств.

Финансовый план – это документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами.

Стратегические планы определяют важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений, т.е. это генеральный план развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Он составляет коммерческую тайну. Дают «макроструктуру» финансовых ресурсов.

Текущие планы разрабатываются на основе перспективных путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений с источником финансирования. Хаар-ют эф-ть каждого из возможных ист-ков финансирования, финансовую оценку основных направлений деятельности и путей получения дохода.

Оперативные планы – краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы.

Финансовое прогнозирование – основа для финансового планирования (т.е. составления стратегических, текущих, оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов).

Отправной точкой прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов, конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Существуют 2 метода финансового прогнозирования: бюджетный (основан на концепции денежных потоков); «метод процента от продаж (метод формулы)» (показывает, потребность во внешнем финансировании тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения ЧП на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции).

11. Государственный кредит, его сущность, виды, методы управления и роль в экономике

Государственный кредит п.с. совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическим лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя средства юридическим и физическим лицам на возвратной и платной основе. Когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория госкредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и имеет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Особенности госкредита:

1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2. На общегосударственном уровне госзаймы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.

3. Средства привлекаются государством на заранее определенный срок (по Закону РФ «О государственном внутреннем долге РФ» №3877-1 от 13.11.92г. предусматривается, что любое долговое обязательство РФ погашается в сроки, определенные конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет).

Функции госкредита:

1. Распределительная. Через нее осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Они стали 2-м после налогов методом финансирования р-дов бюджета.

Т.о., положительное воздействие этой функции заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, взимаемые в период финансирования расходов за счет госзаймов, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения % по задолженности. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием госдолга.

2. Регулирующая. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень %-ых ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя госкредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная.

- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных фондов денежных средств;

- охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, т.к. предполагает возвратность и возмездность полученных средств;

- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты %.

Классификация госзаймов:

1. По эмитентам: займы, размещаемые центральными; местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения: внутренние; внешние.

3. В зависимости от обращения на рынке: рыночные (свободно продаются и покупаются); нерыночные (не могут свободно менять своих владельцев, не подлежат обращению на РЦБ, выпускаются для привлечения определенных инвесторов).

4. В зависимости от срока привлечения: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1-5); долгосрочные (>5).

5. В зависимости от обеспеченности: закладные (обеспечиваются чем-то конкретным, н-р определенное имущество или доходы); беззакладные (не обеспечиваются ничем определенным, н-р, все имущество государства).

6. По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные, с нулевым купоном.

7. В зависимости от метода определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность (государственный долг – вся сумма выпущенных, но не погашенных займов с начисленными по ним % на определенную дату или за определенный срок). Госдолг – вся сумма выпущенных, но не погашенных госзаймов с начисленными по ним % на определенную дату или за определенный срок. Может быть внешним или внутренним.

В широком смысле: Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В узком смысле: Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ц.б., обслуживанию и погашению госдолга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления госкредитом решаются следующие задачи:

1. Минимизация стоимости долга для заемщика;

2. Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

4. Обеспечение своевременного возврата кредита;

5. Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление госкредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление госкредитом под руководством Правительства РФ осуществляет Минфин РФ, Казначейство совместно с ЦБ РФ.

3. Финансовая политика государства, понятие, механизм, содержание, эффективность

Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, т.е. совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики достаточно сложно, т.к. охватывает широкий комплекс мероприятий:

- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

- создание адекватного финансового механизма;

- управление хозяйственной деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов, и предусматривает решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Фин механизм п.с. систему установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма: формы финансовых ресурсов, их формирование, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организация бюджетной системы, финансы предприятий и РЦБ.

Виды финансового механизма:

1. Директивный: разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

2. Регулирующая: финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такой вид характерен для организации внутрихозяйственных отношений на предприятии. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Задачи:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- разработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эф-ной и максимально деловой с-мы упр-я финансами.

Фин политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности обществ развития, интересы всех слоев и гр-п об-ва, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий, социальных групп.

Существует 3 типа финансовой политики:

1. КлассическаяСуществовала до конца 20-х гг. 20 века. Основоположники А. Смит и Д. Рикардо. Основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования равновесного бюджета. Организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению госдолга. Доходы бюджета формировались за счет косвенных налогов. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась в одном органе.

2. Регулирующая Бурное развитие производственных сил поставило вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Основой служили работы Д. Кейнса. Он исходил из того, что необходимо вмешательство государства и регулирование с его стороны циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства являются государственные расходы, за счет которых формируется дополнительных спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивали рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствовали ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Система налогов координально изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание уделяется государственному кредиту, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудного капитала становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3. Планово-директивная Применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Основанная на государственной собственности, на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в.ч. и финансами. Цель политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Эта политика показала свою эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. В то же время использование такой политики в условиях нормального функционирования экономики приводит к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества.

8. Бюд деф-т (понятие и его природа), его механизм и источники финансирования

Дефицит бюджета образуется, когда расходы бюджеты превышают его доходы. Т.о., возникает отрицательное бюджетное сальдо.

Бюджетный дефицит выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Основная причина бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Основные причины:

- кризисные явления в экономике;

- неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

- чрезвычайные обстоятельства;

- милитаризация экономики в мирное время;

- осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность дефицита) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

Существует 2 подхода к трактовке влияния бюджетного дефицита на развитие экономики.

1. Концепция дефицитного финансирования предполагает, что:

- бюджетный дефицит не является деструктивным фактором; для состояния национальной экономики он не представляет опасности, т.к. все расходы совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

- дефицит бюджетов означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

2. Неоклассическая концепция предполагает, что:

- хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие положения;

- для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы – эмиссия денег, расширение заимствования, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга;

- повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

3. Концепция сбалансированности бюджета предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходам<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: