СНОВОЗАВЕТНЫЕ ПЕСНИ ЛЮБОВИ




 

лето 2017 2018 лето

 

 

__________________________________________________________________________

 

 

 

 

Хаим Сутин ДЛЯ НЕГО НЕТУ НИЧЕГО НЕ ЖИВОГО

Хаим Сутин -- РЕТРОСПЕКТИВА... Разочарование! -- снимать, фотографировать нельзя: совсем, никак. Комментарии продолжают лживую линию, запихивающую Сутина в предтечу абстрактного экспрессионизма, к тому американского. Произведения, сопровождающие эту известную глупую мысль / как бы искусствоведов, как бы философов, как бы критиков, обильно и щедро цитируемых в экспликационных материалах на стенах /, только сбивают и мешают: что делает там тут Ротко, Поллок, Бэкон, Ауэрбах, Кунинг? -- любого встречного на улице поймай, спроси, и получишь, что Сутин принципиальный художник, писавший всю жизнь натуру! И натюрморт его, и пейзаж его -- живей и чувственней портрета, всё для него двигающееся, говорящее / если не вопиящее /, живое: орущие каменные дома, распятая вниз главой, как Распятие Апостола Петра, освежёванная туша / прямая цитата с живописного Гойи, с кровью и ужасом /, вилки-руки... -- при чём тут абстракция, тем более американская, безкорневая, приделали ей корни в лице принципиального натуропата Хаима? И реализм его -- не Шардена, Коро, Фрагонара (это надо было ещё додуматься выставить параллельно с Сутином такие ему эмоциональные и духовные антитезы, как, якобы, предшественников), а -- Домье, Хальса, Греко, Гойи, Делакруа, Рембрандта, Курбе, Родена... Там страсть, совершенно другая Франция, которая тоже разная! И куда дели самых великих предшественников всего этого поколения: Ван Гога, Гогена, Сезанна, -- на плечи которых он вместе с другими умами-собратьями взгромоздился: Модильяни, Брынкуши, Пикассо, Браком, Руо, Шагалом, Пуни, Мунком, Нольде, Донгеном, Марком, Диксом, Жакобом, Кандинским, Малевичем, Клее, Миро, остальными? Некоторые работы так залачены, что бесполезно выбирать угол зрения: отовсюду -- видишь, как в зеркале, лишь разъярённую собственную... лицо, pardon, а некоторые так заматированы -- тем же, только теперь уже матовым -- лаком, что сожрали цвет! -- где берут и готовят, кто выпускает таких и такими реставраторов? Ох, и эти вопросы тоже вечно следуют музейной и коллекционной жизни. И отлично проглядывается наглядно звучная, как мироустройство, схема -- в коллекцию включены по-моему сомнительные вещи, ко качеству, на мой взгляд, конечно, я могу ошибаться. И подписи тоже местами кое-где порой странные -- так и вспомнишь мудрого Грабаря, Игоря Эммануиловича, создателя советских научно-реставрационной и школы научной экспертизы произведений живописи: “ Вещь, несмотря на подпись -- настоящая! ” -- передаваемую из уст в уста коллекционерами отечественными и нами, реставраторами легендарную фразу. Однако -- этот старый приёмчик, работа набирает выставку за выставкой, что отнюдь не делая её подлинной!...Да ладно, пусть! Но жаль зрителя. И ещё: правомерен ли ход экспозиции, поделивший коллекцию на три ' лоби ': портрет, натюрморт, пейзаж? Уж лучше бы -- хронологически всё, по старинке, было! Ясней был бы путь и эволюция стиля, приёма, настроя художника. Радостно, что провал--брешь, в представлении в нашей Стране творческого наследия Хаима Сутина, нашего соотечественника, теперь старательно восполняет-заделывает московский «Музей Искусства Авангарда » (Президент Вячеслав Моше Кантор), собирающий коллекцию авторов еврейского происхождения, а что же остальным делать... Нельзя снимать (я снял только рекламу с голодухи)! -- ну ладно, но в интернете такой цвет у работ, что мне совестно их оттуда изымать-править-копировать! Вам! Жаль, я бы снял и воспроизвёл довольно точно (по памяти), да ещё и в том виде, как созерцал сам натурально на выставке, в рамах, на том, экспозиционном свету, который выставлен качественно и профессионально хорошо, в паспарту и оформлении владельцев! Наверное, чтобы лучше раскупался изданный к выставке каталог и запретили фотосъёмку? Наверное. Печать там тоже не " ах "... Если всего этого не заметить -- постараться, опустить -- то выставка очень! очень! сильная. Что бы сказать по существу? -- да это русский художник, корни его -- от Ге, Репина, Крамского, Серова... Психологизм и сочувствие, сумасшествие и темперамент, мощный, как сибиряк Суриков! И очень радостный, не ущербный, не больной, в нём есть праздник -- цвета! И форму он поёт, иссякая из себя искры её прочтения и экзальтации кистевыми танцами длинных мазков, как у завершающего работу помощников на своих монументальных панно Тинторетто; Хаим -- художник мирового масштаба, уникально соединивший в своём экспрессионизме опыт всех трёх гениев постимрессионизма, ожививший и перемешавший все жанры, не было никакого ему отдельно ни пейзажа, ни портрета, ни ' мёртвой натуры ', натюрморта -- он видно горел, видя! И оставил нам -- пожалуй -- органное звучание всего видимого. Он скорее -- опровержение висящего рядом противника живописи с натуры, придумщика, высасывающего изображение по фотам Бэкона, спокойно-никакого Ротко, разбрызганного и несобранного Ауэрбаха, ломающего и не чувствующего ничего человеческого в человеке Кунинга, забрызгивающего ровно всё от и до Поллока -- чем, за чем? Коро, Фрагонар и Шарден -- хороши, конечно, но не о Сутине, -- рафинированное, эстетское, -- хотя их он очень чтил, любил, изучал! О Боже. Сходите, конечно, осталось мало -- до 21 -го января! Да, спасибо, конечно, за выставку, всё было отлично остальное... Сам Хаим, Сутин -- РЕТРОСПЕКТИВА... Да, а если покупать и собирать своих, то это не “ толерантность ” (как декларируется), а национальность! Кстати, авангард -- НЕ НАЦИОНАЛЕН: Тифлис, Петербург, Берлин, Средиземноморье, Парижский «УЛЕЙ », где жила и творила братва богемная! вся -- это РЕВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА, стёршая в прах границы! Ребята, вы там что-то у себя перепутали, думая, что из этого можно делать какие-то коз Ы ри... Толерантность -- это другое. Совсем. Сутин -- большой мастер, как все другие -- продолжавший дело, ОБЩЕЕ, создавший небывалое в искусстве напряжение ~ но не болью, а радостью ощущения вечного трепетания любой ткани материи: без него немыслима более история, история искусств! Он неподражаем, техника его уникальна, но абсолютно не авангардна, классична! Да, он похож на многих -- на него никто! И, как всякий, настоящий -- гуманист, великий... И пантеист -- для нету ничего не живого, не цветного! Мёртвого! Всё зовёт к сладости, которая через боли пропущенной через себя отчаянной красоты. Для него нету не живого! -- РЕТРОСПЕКТИВА: Хаим Сутин...

04 12 2018

 

Машина Времени & Воскресение СОН

АвтоТекст № 0451

ФотоАльбом № 0898

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/168551/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: