ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖЕЛАНЬЕ ПРЕКРАСНОЙ ЖИЗНИ




Осень средневековья

Предисловие к первому изданию (5).
I. Яркость и острота жизни (7).
II. Желанье прекрасной жизни (33).
III. Иерархическое понимание общества (61).
IV. Рыцарская идея (70).
V. Мечта о подвиге и любви (81).
VI. Рыцарские ордена и рыцарские обеты (90).
VII. Значение рыцарского идеала в войне и политике (101).
VIII. Стилизация любви (117).
IX. Обиходные формы отношений в любви (131).
X. Идиллический образ жизни (139).
XI. Образ смерти (149).
XII. Образное претворение веры (163).
XIII. Типы религиозной жизни (191).
XIV. Религиозные переживания и религиозные представления (207).
XV. Отцветшая символика (221).
XVI. Реализм - и ослабление образности в мистике (235).
XVII. Формы мышления в практической жизни (251).
XVIII. Искусство в жизни (274).
XIX. Чувство прекрасного (299).
XX. Образ и слово (306).
XXI. Слово и образ (336).
XXII. Приход новых форм (354).


Примечания (369).
Хронологическая таблица (403).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Йохан Хейзинга в историографии культуры (А.В. Михайлов) (412).
Текст и время (от переводчика) (460).
Комментарии (Д.Э. Харитонович) (464).
Таблицы (Д.Э. Харитонович) (502).
Указатель имен (Д.Э. Харитонович) (510).
Указатель географических названий (Д.Э. Харитонович) (530).
Указатель литературных произведений (Д.Э. Харитонович) (536).

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖЕЛАНЬЕ ПРЕКРАСНОЙ ЖИЗНИ

Все пронизано тоской по ушедшим временам,что подтверждает что 14-15 в это завер. Эпохи средневековья.

Никто столь бесконечно, как Эсташ Дешан, не повторял своих жалоб на то, что все прекрасное в мире уже утрачено:

О времена соблазнов, горьких слез,
Век зависти, гордыни и мученья,
О времена тоски, ушедших грез,
Век, чьим недугам нету излеченья,
О времена конца, ожесточенья
Век, в коем страх и зависть мы познали,
О времена к бесчестному влеченья,
Век нашу жизнь снедающей печали.

В подобном духе сочинял он свои баллады десятками: монотонные, вялые вариации на все ту же унылую тему.

Всем радостям конец,
О сколько ранили сердец
Меранхолия и печаль[1*].

Наш мир, говорит Дешан, подобен старику, впавшему в детство; сначала он был невинен, затем еще долго оставался мудрым, добродетельным, благонравным и храбрым —

A ныне мерзок, вял и хмур,
Дряхл, алчен стал и злоречив:
Зрю лишь одних глупцов и дур...
Конец уж близок, так и есть...
Все вкривь да вкось...

Далее, автор пишет о некоторой прекрасной жизни Желанье некой прекрасной жизни во все времена обнаруживало перед собой три пути к этой далекой цели.

-Первый уводил прочь от мира: путь отречения от всего мирского (как масонство в 18 веке). «Здесь,-как пишет автор, достижение цели кажется возможным лишь в мире потустороннем, как избавление от всего земного;

-Второй путь вел к улучшению и совершенствованию мира самого по себе. С момента избрания этого пути начинается новое время, когда страх перед жизнью уступает место мужеству и надежде. Но это собственно происходит лишь в 18 в.

Средние века лишь едва-едва знали это стремление. Для них мир был хорош или плох ровно настолько, насколько это могло быть возможно. Иными словами: все хорошо, будучи установлено попущением Божьим; людские грехи -- вот что ввергает мир во всяческие несчастья

-Третий путь к более прекрасному миру – путь мечтаний. Этот путь самый удобный, - правда цель при этом нисколько не становится ближе.

Теперь мы приблизились к определению того, под каким углом зрения следует нам рассматривать культуру на исходе Средневековья. Это расцвечивание аристократической жизни идеальными формами, жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура (третий путь).

Двор – та сфера, где эстетика форм жизненного уклада могла раскрыться наиболее полно. Известно, какое значение придавали бургундские герцоги всему, что касалось придворной роскоши и великолепия (Далее в тексте идет описание придворной иерархии, придворных пиров, придворной учтивости, церемониала, открытости королевской жизни).

Все стилизованные прекрасные формы придворного поведения, которые призваны были вознести грубую действительность в сферу благородной гармонии, входили в великое искусство жизни, не снижаясь при этом до непосредственного выражения в искусстве в более тесном смысле.

 

СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕКРАСНОЙ ЖИЗНИ

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим. Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.
Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья — «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».
Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.
Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: