Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования




 

Законодатель не устанавливает понятия ОИВ, ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы ГОИВ и определением в КРФ, ФКЗ, ФЗ, законах субъектов и иных НПА иных полномочий.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы ОГВ в РФ, учрежденная самим гос-м для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных НПА, реализации функций гос-го управления во всех сферах жизни гос-ва и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующими структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом гос-х служащих.

 

Признаки ОИВ

1. Государственно-правовая природа ОИВ обусловлена конституционным разделением гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Работа ОИВ строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность РФ;

б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

в) верховенство КРФ и ФЗ на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на зак., исполн. и судеб. в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного ОГВ либо ДЛ;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление ОИВ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий ОМСУ на территории, где образованы и действуют ОГВ.

3. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

4. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный (надзорный) и распорядительный характер. В результате этой деятельности и реализуются гос. функции и задачи.

5. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений). Каждая гос. должность замещается гос. служащим, которые имеет специальный а-п статус. Совокупность должностей составляет штат ОИВ.

6. ОИВ наделены государством особыми государственно-властными полномочиями; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах). В компетенцию включены задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность ОИВ. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

7. ОИВ постоянно и непрерывно действуют на определенной территории РФ.

8. ОИВ наделены правом нормотворческой деятельности, т.е. правом издания НПА управления (административных актов). Акты управления являются подзаконными.

9. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации ОИВ.

10. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

11. ФЗ и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность ОИВ и их должностных лиц.

12. ОИВ — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

13. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

 

Правовой статус органов ИВ характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий.

Конституция РФ, закрепляя единую систему ОИВ в РФ, не дает их полного перечня.

Классификация ОИВ

 

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в РФ (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург, Севастополь), автономной области и автономных округов.

Здесь важную роль играют территориальные границы, в рамках которых органы осуществляют свои полномочия. ФОИВ могут создавать свои тер. органы, которые не входят в систему ИВ субъектов, хотя действуют на их территории. Создаются территориально-региональные органы ФОИВ, компетенция которых распр. на тер. нескольких субъектов РФ.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

а) ОИВ, которые формируются (учреждаются) самой РФ в соответствии с конст. положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. К этой группе принадлежат лишь ФОИВ и их ТО;

б) ОИВ, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ. ОИВ, формируемые в субъектах, находятся во взаимодействии с ФОИВ и их ТО.

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы, руководители которых избираются населением соответствующей территории (например, высшее ДЛ субъекта РФ; ОМСУ);

б) органы, в установленном порядке формируемые ДЛ (правительство субъекта РФ, ИОГВ субъекта РФ) или высшими ИОГВ субъектов РФ (территориальные подразделения (отделы) ИОГВ субъекта РФ в пределах территориальных единиц соответствующего субъекта РФ, а также ТО ИОГВ субъекта РФ).

4. По организационно-правовым формам:

а) правительства (кабинеты министров) или администрации (Правительство РФ, правительство республики, города федерального значения, краев, областей);

б) министерства (федеральные, субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные службы и федеральные агентства (могут иметь свои ТО ГУ);

д) администрации;

е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений как на уровне ФОИВ, так и в субъектах РФ).

 

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) общей компетенции - осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности.

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности.

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства отраслей и сфер деятельности (управления).

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы;

б) единоначальные органы.

ФОИВ делятся на две группы:

а) собственно ФОИВ (или «центральные») — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, которые осуществляют свои полномочия на всей территории РФ.

б) территориальные органы ФОИВ, осуществляющие свои полномочия в определенной части территории (региона, субъекта РФ).

 

Принципы системы ОИВ

Законность. Один из ведущих принципов организации и деятельности ОИВ. Свои исходные начала он берёт из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ и их законодательства (см., например, ст. 15 Конституции РФ).

Единство. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов ОИВ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система ОИВ субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ИОГВ, установленными ФЗ.

Самостоятельность. ОИВ не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо.

Федерализм. Федеративное устройство России основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ её субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определён круг вопросов, отнесённых к ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ), одновременно были определены предметы ведения, отнесённые к совместному ведению РФ и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы ОИВ. Принцип федерализма выражается также в том, что вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и её субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. ФОИВ власти по соглашению с ОИВ СРФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Экономичность. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти многоструктурен и оснащён, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительным, отягощают государственный и региональный бюджеты. В силу этого постоянно осуществляется организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

В числе действующих принципов называются также: народовластие; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.

Посмотреть Указ Президента РФ "Вопросы системы и структуры ФОИВ"!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: