Физическая культура как форма накопления и передачи универсального двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества.
Актуальные задачи психологии физического воспитания: разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалистов в области разных форм физической культуры. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками.
Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития.
Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры. Методы оценки уровня развития психомоторики.
3. Физическое «Я» как элемент Я- концепции человека.
Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста. Методы изучения особенностей физического «Я», формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистичного отношения школьников к своему физическому «Я».
4.Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста.
Потребность в движении и новых впечатлениях как ведущий регулятор отношения к физическому воспитанию младших школьников. Стремление к взрослости, к самоутверждению, их влияние на отношение подростков к физическому воспитанию. Психологические факторы снижения интереса к физическому
|
воспитанию у старшеклассников. Учет особенностей мотивации занятий по физическому воспитанию школьников разного возраста в содержании и организации уроков физической культуры.
5.Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях по физическому воспитанию.
Развитие личности в условиях физического воспитания. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни как задача уроков по физическому воспитанию. Формирование у учащихся опыта соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры. Возможность активного освоения нравственных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности на уроках физической культуры. Развитие нравственных и волевых свойств личности средствами физического воспитания. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии на уроках физической культуры.
6.Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.
Физиологические и психологические аспекты взаимосвязи эмоций и движения. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений. Движения и разрядка эмоционального напряжения. Совершенствование способности выражать эмоции в движении, понимать эмоции другого человека по их выражению в движениях. Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках по физическому воспитанию.
|
7.Умственная работоспособность и физическая активность.
Влияние двигательной депривации на состояние сознания.
Использование специальных видов двигательной активности для профилактики утомления при умственном труде. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Условия положительного влияния занятий по физической культуре на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.
Психология здоровья.
Психика как регулятор здоровья. Влияние психического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источник психических перегрузок. Поведение типа А как фактор риска психогенных заболеваний.
9.Мотивация занятий оздоровительной физической культурой.
Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источник интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, китайская оздоровительная гимнастика). Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.
10.Элементы психотренининга на занятиях по оздоровительной физической культуре.
Цели и методы. Современные методы психической регуляции. Ментальная тренировка, ее применение на занятиях по оздоровительной физической культуре. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля. Тренинг уверенности. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой.
11. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности.
Компонентыличностной готовности к профессиональной деятельности: оптимальная структура мотивации, самопринятие, устойчивость к стрессам и эмоциональному выгоранию, сформированность индивидуального стиля деятельности, личностная рефлексия.