Художественное своеобразие




Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести ста­новится повествователь, который с грустью и сочувствием расска­зывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повест­вователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отно­шению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характери­зующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь — это единственный посредник между чи­тателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напомина­ет о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоцио­нального контакта между автором, героями и читателем, весьма на­поминают приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествова­тельную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоциональ­но, как поэзия. Для повести «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматиче­ском повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обли­вается кровию...», «слеза катится по лицу моему».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для рус­ской литературы полнотой реализовали сентименталистскую кон­цепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

Карамзин первый стал писать гладко. В его прозе слова сплета­лись таким правильным, ритмическим образом, что у читателя ос­тавалось впечатление ритмической музыки. Гладкость в прозе — то же, что метр и рифма в поэзии.

Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж.

Значение произведения

Карамзин положил начало огромному циклу литературы о «ма­леньких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. По­вестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литерату­ре тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бед­ной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Ко­гда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в роман со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь ка- рамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскре­сенье» Л.Н.Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Ка­рамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще од­ной мощной традиции - изображения умных бездельников, кото­рым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и го­сударством. Благодаря благословенной лени «лишние люди» всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то «лишние люди» всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви.

 

Идейно-художественное своеобразие поэмы "Цыганы" Пушкина А.С.

Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а Алеко с центральным персонажем «Паломничества Чайльд Гарольда»). Алеко (как и Чайльд Гарольд) удаляется от света, понимая его пустоту и никчемность, бессмысленность жизни большинства людей его составляющих (сравни с «Паломничеством...»: «И в мире был он одинок, хоть многих поил он щедро за столом своим, он знал их, прихлебателей убогих, друзей на час, он ведал цену им...» и т. д.). Перед нами встает разновидность романтического (байронического) героя — разочарованного в людях и жизни человека, с холодными, утомленными сердцем и умом. Несмотря на отсутствие внешнего деспотизма (в отличие от главного героя «Бахчисарайского фонтана»), суть романтического героя остается все той же и в основе ее лежит безразличие к окружающему миру и людям. Идейным ядром «Цыган» является не любовная коллизия, но противостояние двух различных, противоположных взглядов на мир, выразителями которых, соответственно, являются Алеко и старый цыган, отец Земфиры. Природа любви, о которой они говорят, у каждого своя — мало того, любовь в понимании старого цыгана противоположна эгоистическому осознанию этого чувства у Алеко. Охлажденный, замкнутый на себе характер романтического героя, глухой к окружающему миру, сам по себе представляет угрозу, и Пушкин с самого начала предупреждает читателя об этом («Ho боже! как играли страсти его послушною душой! С каким волнением кипели в его измученной груди! Давно ль, надолго ль усмирели? Они проснутся: погоди!»). Отчасти не случайно то, что Земфира охладевает к Алеко, (хотя ее отец и объясняет это тем, что сердце женщин вообще склонно к перемене, что они любят «шутя»). Любовь, по Пушкину, это не темная страсть, но светлое чувство, несущее радость и счастье. Это концентрированное воплощение самой жизни. Поэтому следует быть благодарным уже за то, что это чувство не миновало твою душу. Старый цыган пытается объяснить это Алеко, рассказывая вначале предание об Овидии, а потом историю своей любви. Истинная свобода, это не только осознание свободы собственного «я», это также признание за другими права на свободу. Именно поэтому старик не пытается силой вернуть свою Мариулу, понимая, что так любовь не воскресишь. Ho он по-прежнему любит ее и благодарен за то чувство, которая она зажгла в нем. Об этом говорит старик и после того, как Алеко убивает Земфиру и молодого цыгана. Характерно, что отец отказывается. мстить за дочь: Алеко изгоняют из табора как человека, не готового принять свободу («Ты для себя лишь хочешь воли»). Кроме того, Алеко убийством отрезал себе путь к свободе (по Пушкину, нравственный закон мира незыблем, и преступник неизбежно понесет наказание), поэтому изгнание вполне закономерно. Сами цыгане не хотят убийством омрачать свои души, они просто уходят, оставляя Алеко один на один со его преступлением. Таким образом, цыганский табор является в произведении своего рода метафорой, воплощением идеала свободы и гуманизма.

Однако тем не менее Пушкин далек от идеализации реальных цыган. Описывая быт кочевого племени (Пушкин сам несколько раз ходил с цыганским табором), он отдает себе отчет в том, что те же страсти терзают и «природы бедных сынов», как и весь род человеческий.

Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мёртвые души" Гоголя Н.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: