МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
на тему: «Микроскопический метод исследования – зачетный семинар, прием практических навыков»
по программе дисциплины «Микробиология, вирусология»
по специальности - 31.05.01. «Лечебное дело» (уровень специалитета)
курс 2, семестр 4
Составитель: Зайцева Е.А., д.м.н., профессор кафедры Рецензент: Шаркова В.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой |
Владивосток - 2016
1. Тема занятия: «Микроскопический метод исследования – зачетный семинар, прием практических навыков»
2. Мотивация изучения темы. Закрепление знаний, умений, навыков приготовления мазков из разных видов материала с разными видами микроскопов и иммерсионным объективом для выявления микробной флоры. Полученные знания помогут понять материальные основы устойчивости микробов в организме больного и во внешней среде.
3. Цели занятия:
3.1. Общая цель: определить уровень изучения раздела, направленного на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 31.05.01 – Лечебное дело: формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОПК-9), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества (ОПК-9). Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку диагностических помещений медицинских организаций (ОПК-9). Определить уровень полученных навыков и умения в выборе целесообразного способа приготовления окраски и оценки микропрепарата с коррекцией неусвоенных разделов.
|
Определить способность и готовность проанализировать информацию, полученную на занятиях с помощью методов светооптической и других видов микроскопии, основных нормативно-правовых документов (СП, СНиП) по охране здоровья населения (по безопасности работы с микроорганизмами) (ОПК-9).
3.2. Конкретные цели и задачи.
В результате изучения тем 1-3 студенты должны:
I уровень - «иметь представление» - обучающиеся способны дифференцировать представителей прокариотов (бактерий, в частности — спирохет, микоплазм, хламидий, риккетсий) и эукариотов (грибов, простейших), сформулировать характерные тинкториальные свойства, уметь объяснить правила работы с микроскопом, знать методику выполнению сложного способа окрашивания микропрепаратов (по Граму).
________________________________________________________________________
II уровень - «знать» - обучающиеся способны воспроизвести учебный материал с требуемой степенью точности: знать классификацию, морфологию микроорганизмов, простейших и грибов, микроскопический метод диагностики, различные методы окраски (простые и сложные) микроорганизмов.
_____________________________________________________________________________
III уровень - «уметь» - приготовить и микроскопировать микропрепарат с помощью иммерсионного объектива и светового микроскопа; оценивать результаты микроскопического исследования; пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии.
|
________________________________________________________________________
IV уровень - «владеть» - навыками анализа микропрепаратов и электронных микрофотографий; навыками работы простейшими медицинскими инструментами (пинцет, бактериологическая петля); методами работы с биологическим, фазовоконтрастным, поляризационным, люминесцентным микроскопами; навыками анализа информации, полученной с помощью методов светооптической и других видов микроскопии, навыками соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологических лабораториях при работе с материалом I - IV групп безопасности; техникой приготовления микропрепаратов: мазков из чистых культур бактерий, из мокроты, гноя, слизи для обнаружения микроорганизмов; навыками окраски мазков простыми способами (водными растворами фуксина и метиленовой синьки) и сложным методом по Граму; навыками дифференциации микроорганизмов по морфологическим признакам в микропрепаратах; методами обеззараживания отработанного инфицированного материала; навыками антисептической обработки рук, контаминированных исследуемым материалом и культурами патогенных микробов.
4. Этапы проведения практического занятия: