Практическое занятие № 3
Актуальность темы
Генетика - наука о наследственности и изменчивости; представляет собой один из важнейших разделов биологии. Генетика объясняет закономерности наследования различных признаков живых организмов, в том числе и наследование многих заболеваний. Особенности передачи признаков от предков к потомкам характеризуют законы Менделя.
Формируемые компетенции:
«Лечебное дело»: ОК 1, 2, 3, 9, 10, 13
«Сестринское дело»: ОК 1, 2, 3, 9, 10
«Акушерское дело»: ОК 1, 2, 3, 9
«Фармация»: ОК 1, 2, 3, 10
Цели занятия:
- разобрать общую схему реализации наследственной информации и факторы, влияющие на формирование признаков;
- выявить особенности типов наследования признаков;
- изучить закономерности моногибридного, дигибридного и полигибридного скрещивания;
- выработать умение решать генетические задачи.
Вопросы для самоподготовки студентов к практическому занятию:
1. Законы Менделя.
2. Типы наследования менделирующих признаков у человека.
3. Наследования групп крови и резус-фактора.
4. Причины и механизм возникновения осложнений при гемотрансфузии, связанных с неправильно подобранной донорской кровью.
5. Причины и механизм возникновения резус конфликта матери и плода.
6. Виды взаимодействия генов.
Литература:
Е.К. Тимолянова «Медицинская генетика» / Серия «Медицина для вас». – Ростов н/д: Феникс, 2003. – 304с. – С. 82-111.
Медицинская генетика: Учеб. пособие / В.А. Орехова и др. – Минск: Высшая школа, 1997. – 123с. – С. 36-45.
Задания для самостоятельной работы студентов на практическом занятии
Задание 1. Заполните по образцу таблицу «Законы Г. Менделя».
Таблица «Законы Г. Менделя»
| № | Название закона и его суть | Схема скрещивания | Соотношение особей по генотипу | Соотношение особей по фенотипу |
| I | Закон единообразия. При скрещивании гомозиготных особей, наблюдается единообразие гибридов 1 поколения как по генотипу, так и по фенотипу. | P: ♀ АА × ♂ аа G: A а F1: Аа | 100% | 100% |
| II | ||||
| III |
Максимальное количество баллов за выполненное задание – 3 балла.
Задание 2. Заполните по образцу схему
«Типы наследования менделирующих признаков».
Тип наследования
![]() | ![]() |

аутосомно-доминантный???
(толстая кожа; полидактилия;
прямые, жёсткие волосы и т.д.).
Максимальное количество баллов за выполненное задание – 3 балла.
Задание 3. Используя материал учебника, заполните таблицу
«Генотипы и фенотипы людей с различными группами крови и резус фактором».
Открытие К. Ландштейнером (лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1930г.) групп крови оказалась значимым событием в биологии и медицине, поскольку группы крови учитывают не только при ее переливании, но и в медицинской генетике, акушерстве, судебной медицине, трансплантологии.
В форменных элементах крови человека, кроме антигенов системы АВО и резус-фактора, изучены более 70 других (Келл, Даффи, Льюис, MN и др.). Распределение этих антигенов среди людей таково, что двух идентичных особей, за исключением монозиготных близнецов, нет. Наличие в крови того или иного антигена определяется известной формулой: один ген - один антиген, при этом имеет место независимое наследование этих антигенов.
Таблица «Генотипы и фенотипы людей с различными группами крови и резус фактором»
| Отличия | Система АВО | Система резус-фактор |
| Генотип | ||
| Фенотип |
Максимальное количество баллов за выполненное задание – 4 балла.
Задание 4. Заполните по образцу таблицу «Групповая принадлежность ребёнка на основании определения групп крови родителей».
Таблица «Групповая принадлежность ребёнка на основании определения групп крови родителей»
| Родители | Ребёнок | ||
| отец | мать | может иметь | не может иметь |
| I | I | I | II, III и IV |
| I | II | ||
| I | III | ||
| I | IV | ||
| II | II | ||
| II | III | ||
| II | IV | ||
| III | I | ||
| III | III | ||
| IV | I | ||
| IV | IV |
Максимальное количество баллов за выполненное задание – 4 балла.
Задание 5. Составьте схему «Виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов».

