Отраслевой рынок и дифференциация продукта.




БИЛЕТ № 25.

1. Трудовые ресурсы и человеческий капитал.

2. Отраслевой рынок и дифференциация продукта.

3. Расходы бюджетов.

1. Трудовые ресурсы и человеческий капитал.

Труд – сознательная и целенаправленная деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов материальных и духовных.

Формы проявления труда:

-затраты физиологической энергии работников: психологической и психофизиологической.

–взаимодействие со средствами производства, организационно-технологическая сторона труда.

–производственное взаимодействие работников друг с другом, организационно-экономическая и социальная сторона труда. В процессе труда человек приспосабливает вещества природы для собственного потребления. В то же время происходит развитие самого человека. Человек выступает в 2-х ролях: как объект производства- человек участвует в процессе пр-ва и взаимодействует с природой; как субъект производства: человек вступает во взаимодействие с другими людьми.

Функции труда: 1участие в производстве благ 2формирование общественного богатства и развитие общества 3развитие общественного прогресса науки и культуры 4формирование человека 5способ самовыражения личности.

Содержание труда – совокупность его элементов(предметы труда, средства труда, форма организации общественного процесса) которые определяются профессиональной принадлежностью работ их составом, сложностью и последовательностью выполнения. По содержанию различают: -труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства. –труд в отдельных отраслях материального и нематериального производства. –труд по видам деятельности. –труд по профессиям и специальностям. Характер труда – качественные особенности труда, которые по определенным признакам выделяют тот или иной его вид в особую группу независимо от содержания труда. Характер труда раскрывает его социально-экономическую сторону выражающую тип общественной организации труда и отношения к нему работников. В настоящее время главное разделение по характеру труда: физический и умственный труд. По отношению к свободе выбора: свободный и подневольный. По предназначенности результата: личный -только на себя и на свою семью, без намерения передачи его результатов другим, и общественный –труд на производстве. По степени самостоятельности в степени занятости: наемный, предпринимательский и на основе самозанятости. По степени разнообразия выполняемых действий: содержательный и малосодержательный. По преобладанию психо-физиологичсеких нагрузок: умственный и физический. По наличию или отсутствию оплаты: оплачиваемый и неоплачиваемый. По степени универсальности: универсальный, специализированный, узкоспециализированный.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая работает в народном хозяйстве или способна работать, но по тем или иным причинам не работает. Т.о трудовые ресурсы вкл как занятых так и потенциальных работников. В России в состав трудовых ресурсов вкл: Население в трудоспособном возрасте. Кроме неработающих инвалидов 1-2 групп и неработающих лиц которые получают пенсии на льготных условиях; фактически работающие подростки и работающие пенсионного возраста. В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном воспроизводстве выделяют 2 части: -активную, -пассивную. При анализе трудовых ресурсов их классифицируют по след признакам: пол, возраст, место жительства, образование, профессия.

Экономически активное население- часть населения обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг вкл занятых и безработных.

Экономически неактивное население – лица вне рабочей силы вкл в себя те группы населения, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать в т.ч. лиц моложе трудоспособного возраста. Вкл следующие категории: 1)учащиеся и студенты, служащие и курсанты, посещающие учебные заведения, 2)пенсионеры, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца, 3)пенсионеры по инвалидности 1-3 групп, 4)лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками, 5)отчаявшиеся найти работу, т.е. лица прекратившие поиск работы исчерпав все возможности ее получения, но готовые приступить к работе, 6)лица которые не готовы работать, но ищут работу и лица, которым нет необходимости работать. Распределение трудовых ресурсов Распределение трудовых ресурсов по отраслям и видам деятельности диктуется в первую очередь формированием структуры материального производства, рациональной с точки зрения общества, обеспечением необходимых пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, наличием и характером использования природных и прочих ресурсов. Вместе с тем имеется и сильная обратная связь между наличием и профессионально-квалификационным составом трудовых ресурсов, их территориальным распределением, с одной стороны, и структурой общественного производства — с другой. Создание рациональной структуры производства предполагает соответствующую насыщенность его трудовыми ресурсами по всему набору профессий и квалификаций, обеспечение нужного соотношения между работниками физического труда, между основными и вспомогательными работниками и т. д. Проблемы структуры возникают на любом этапе развития народного хозяйства. Истоки их вполне объективны: это — необходимость развития ключевых отраслей и новых районов и неполная отдача от новых строек; обусловленная меняющимися требованиями современного развития производительных сил неравномерность роста различных отраслей хозяйства; не полностью предсказуемое развитие научно-технического прогресса.

Под использованием трудовых ресурсов понимаются два направления, характеризующие их как один из ресурсов экономики.

Во-первых, это распределение трудовых ресурсов по различным критериям: на работающее (занятое) и неработающее (незанятое) население, по отраслям народного хозяйства, профессиям, полу, возрасту, уровню образования и здоровья.

Во-вторых, это эффективность применения труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, то есть минимизация затрат труда при высоком качестве конечного результата.

И на формирование, и на использование трудовых ресурсов оказывают влияние региональные особенности. Прежде всего, они связаны с действием демографических и социально экономических факторов.

.

Трудовой потенциал – наличие скрытых еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах жизнедеятельности. Потенциал представляет собой обобщенную характеристику трудовых ресурсов привязанными к месту и времени.

Потенциал охватывает 3 уровня связи:

1Охватывает прошлое, т.е. совокупность свойств накопленных системой в процессе ее становления.

2Настоящее с т зрения наличных возможностей практического применения свойств.

3Ориентирован на развитие т.е. в процессе трудовой деятельности работник приобретает новые навыки.

уровни трудового потенциала: труд потенциал работника- психофизиологический, квалификационный, личностный потенциал.

Труд потенциал п/п- предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта. Благодаря координации эффективной орг-ции труда потенциал предприятия всегда больше суммы составных ее частей, т.е. труд потенциалов конкретных работников

Общественный труд. потенциал в количественном выражении характеризует возможности общества по привлечению к труду населения разного пола и возраста. (количественные стат.показатели- ССЧ, человекочас, человекогод) Качественная характеристика труд.потенциала и общества определяется с помощью ИРЧП

Человеческий капитал - оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

В ожидаемую отдачу от инвестиций в человеческий капитал вкл более высокий уровень заработка, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности. В настоящее время теория человеческого К вкл в себя различные течения: ортодоксальное, леворадикальное, теория фильтра. Каждое из этих направлений уточняло категорию человеческий К и способы инвестирования в него. Общим является выделение совокупности факторов, способных увеличивать размеры доходов человека

 

 

Отраслевой рынок и дифференциация продукта.

Теория отраслевых рынков – это раздел современной экономической теории, который изучает закономерности формирования рыночной структуры, зависимость стратегического поведения фирмы и результатов их деятельности от особенностей рынков.

Дифференциация продуктов - ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую. Например, машины "Жигули" и "Москвич", шампуни "Яблоко" и "Роза" различаются, дифференцируются, не рассматриваются ими как взаимозаменяемые товары.

Дифференцированная продукция, то есть такая продукция, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения. Товар каждого производителя на рынке с дифференцированной продукцией является уникальным, как правило, основным отличительным свойством товара для покупателей является торговая марка, также покупатели могут различать продукцию по упаковке, качеству, способности удовлетворять определенные потребности и т.д.

Это приводит к тому, что покупатели готовы платить за разные товары разную цену, то есть дифференциация товаров предполагает также и дифференциацию цен. При этом остаточный спрос на продукцию каждой фирмы определяется не только ценой, установленной данной фирмой, но и ценами всех фирм, предлагающих близкие по потребительскому назначению продукты. Это означает взаимозаменяемость продукции и положительную, но не бесконечную, перекрестную эластичность спроса по ценам конкурентов.

Дифференциация означает, что для потребителя имеет значение, товар какой фирмы он потребляет, и, более того, имеет значение, какой именно товар у конкретной фирмы он потребляет. Различают два типа продуктовой дифференциации: горизонтальная и вертикальная.

Под горизонтальной дифференциацией понимается ситуация, когда при любом количестве продавцов, предлагающих разные продукты по одной цене, каждый продавец занимает строго положительную рыночную долю.

Под вертикальной дифференциацией понимается ситуация, когда при существовании на рынке двух разных продуктов, продающихся по одной цене, все покупатели выбирают один и тот же (наиболее качественный) продукт.

Другими словами, под горизонтально дифференцированными продуктами понимаются продукты, различающиеся по набору характеристик, качеств. Тогда вертикально дифференцированные продукты — это продукты, различающиеся по интенсивности проявления заложенной в продукте характеристике, качестве: надежность, безопасность использования, долговечность.

Роль рекламы на рынках дифференцированного продукта невозможно переоценить.

С одной стороны, рекламные кампании являются каналом предоставления потребителям информации о товаре, а также служат цели повышения приверженности марке. С другой стороны, расходы на рекламу составляют часть необратимых издержек входа, дестимулирующих проникновение новых конкурентов на рынок.

Реклама в различном виде помогает достичь основной цели путем убеждения потребителей продолжать пользоваться продуктом и испытать продукт в новом применении, а также побуждения тех, кто не пользуется продуктом, купить его.

Когда фирма произвела новый продукт, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей. Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы.

Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в том, что фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту.

 

Расходы бюджетов.

 

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета.

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов. Если один уровень власти делегирует свои бюджетные полномочия другому уровню власти, одновременно возникают расходные обязательства бюджета более низкого уровня и расходные обязательства по их финансовому обеспечению за счет субвенций из вышестоящего бюджета.

В статье 84 БК РФ описаны расходные обязательства Российской Федерации, которые возникают в результате:

1. Принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

2. Заключения РФ договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

3. Заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

4. Принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:

- субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств субъектов РФ;

- субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований.

Расходные обязательства субъекта РФ. К ним относятся:

1) Принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения этих субъектов осуществляются за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета);

2) Заключение от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;

3) Принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в определенных формах и порядке, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций (ст. 140 БК РФ).

При этом, все вышеуказанные расходные обязательства субъекта РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, а в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

4) Принятие нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Данные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и исполняются за счет и в пределах указанных субвенций. При этом, превышение нормативов, финансируется за счет собственных средств бюджета субъекта РФ. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.

Перечень вопросов местного значения содержится в главе 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

3) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

4) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

5) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

6) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

7) организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических учреждениях, скорой медицинской помощи медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; организация утилизации и бытовых и промышленных отходов и др "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

Расходные обязательства муниципальных образований, связанные с осуществлением данных полномочий по решению вопросов местного значения, возникают на основании:

1) Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием договоров (соглашений) по данным вопросам;

2) Заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

3) Принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Возникшие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в форме субвенций из регионального фонда компенсаций (ст. 140 БК РФ). Превышение нормативов, исходя из которых, были предоставлены соответствующие субвенции, финансируется за счет собственных средств местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельны в определении условий оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.

Каждый уровень бюджетной системы РФ имеет свои реестры обязательств. Реестр расходных обязательств - это свод нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов "О порядке ведения реестра расходных обязательств РФ": Постановление Правительства РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести реестр расходных обязательств РФ, является Минфин России. Данные реестра расходных обязательств РФ используются при формировании финансового плана РФ, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств. Обязанность по ведению реестров расходных обязательств возложена на органы государственной власти и местного самоуправления.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования. С целью мониторинга учета расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований реестры расходных обязательств представляются в Департамент межбюджетных отношений Минфина России.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: