НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА




1. Государственный бюджет и государственный долг.

Частью финансовой системы страны являются государственные финансы – совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих выполнение политических и экономических функций государства. Она состоит из 3-х звеньев: бюджетной системы, финансов государственных предприятий и специальных внебюджетных фондов.

Бюджетная система обычно зависит от государственного устройства – в унитарном государстве она двухуровневая, в федеральном – трёхуровневая. В России бюджетная система включает федеральный (государственный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты административно-территориальных образований. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет государства.

Главным звеном бюджетной системы является государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Через госбюджет в развитых странах перераспределяется в среднем около 40-50% национального дохода. Бюджет формируется по бухгалтерскому принципу и состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы госбюджета формируются за счёт:

– налогов

– неналоговых сборов

– доходов от государственной собственности и государственных предприятий

– взносов во внебюджетные фонды

Расходные статьи бюджета включают:

– расходы на социальную сферу (здравоохранение, образование, культуру и т.п.)

– расходы на производственные программы государства (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на НИОКР)

– оборонные расходы (на ВПК, на проведение конверсии, на содержание дипломатических служб, МИД)

– административно-управленческие расходы (на содержание государственного аппарата, органы внутренних дел, юстиции и т.п.)

– расходы на обслуживание государственного долга.

Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение национального дохода. Большая доля бюджета приходится на вторичное распределение (перераспределение). Оно обеспечивает:

– доступ большинства населения, в том числе и его низкодоходных слоёв к потреблению социальных благ (здравоохранения и образования),

– осуществление долгосрочных программ (развитие фундаментальной науки, космоса, исследования мирового океана и т.п.),

– проведение определённой макроэкономической политики.

В составе госбюджета могут выделять отдельной строкой так называемый бюджет развития – финансирование государственных инвестиций в передовые отрасли и направления экономики.

Помимо бюджета перераспределение дохода осуществляется через систему внебюджетных фондов: целевых (дорожного) и так называемых доверительных (пенсионного, медицинского, фонда занятости). Внебюджетные фонды являются дополнением к бюджету и утверждаются одновременно с ним. Отличие заключается в целевом характере ресурсов, аккумулируемых в этих фондах. Их средства не могут использоваться в других направлениях

Совокупность госбюджета, системы налогообложения, государственных расходов получила название фискальной системы (от латинского фиск – государственная казна), а набор определённых мероприятий по налогово-бюджетному регулированию и изменению государственных расходов – фискальной политики государства.

Одна из важнейших макроэкономических проблем – это сбалансированность госбюджета. Обычно на практике имеет место расхождение между расходными и доходными статьями бюджета. Превышение доходов над расходами называется профицитом, превышение расходов над доходами – дефицитом госбюджета. Профицит возникает в период бурного экономического роста и обычно носит краткосрочный характер. Для подавляющего большинства стран, в том числе и развитых, характерно наличие бюджетного дефицита.

Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита:

1. Денежная эмиссия. Самый простой и нежелательный способ.

2. Государственные займы у центрального банка, финансовых учреждений, зарубежных государств, международных организаций.

3. Выпуск и размещение на фондовых рынках государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги могут выпускаться для населения, предприятий, кредитно-финансовых учреждений, зарубежных инвесторов (нерезидентов). Поскольку непосредственно или через продажу ценных бумаг государство занимает деньги как внутри страны, так и за рубежом, то государственный долг делится на внутренний и внешний.

Сумма накопленных за определённое время бюджетных дефицитов образует государственный долг предприятия. Государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет). Наиболее тяжёлым является краткосрочный долг, на него обычно приходится большая часть задолженности и выплат по процентам.

При большой величине государственного долга значительная часть бюджетных поступлений отвлекается на его обслуживание.

До 30-х годов 20 века считалось, что в нормально функционирующей экономике необходимо ежегодно иметь бездефицитный бюджет. Во второй половине 20 века возобладала точка зрения, согласно которой дефицит госбюджета - допустимое явление. Бюджет должен быть сбалансированным в рамках одного экономического цикла. На этапе спада государство может сводить бюджет с дефицитом, который компенсируется за счёт профицита в период подъёма. Однако в дальнейшем бюджетный дефицит стал хроническим явлением, имеющим место даже на стадии экономического роста.

 

2. Современная налоговая система.

Под налогами (сборами, пошлинами) понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня, осуществляемые плательщиками на условиях, определяемых законодательством.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система должна строится на основе следующих принципов:

1. Посильность (необременительность) – уровень налоговой ставки должен учитывать возможности налогоплательщика.

2. Прозрачность – система уплаты налогов должна быть простой и понятной для налогоплательщика

3. Однократность – необходимо избегать двойного налогообложения (в налоге с оборота или с банковских депозитов)

4. Обязательность – система штрафов и санкций должна делать сокрытие налогов экономически не выгодным

5. Гибкость – налоговая система должна перестраиваться при изменениях в макроэкономической ситуации без потерь для общества.

Налоговая система выполняет три основные функции:

1. Фискальную (Фиск – казна) Позволяет собрать средства, необходимые для финансирования бюджетных расходов.

2. Регулирующую. Позволяет оказывать необходимое воздействие на экономику, способствовать ее стабилизации или, наоборот, стимулировать экономический рост.

3. Перераспределительную. Финансовые средства изымаются с одних направлений экономики и направляются в другие, более перспективные. Или они за счет прогрессивного налогообложения частично перераспределяются от богатых к малообеспеченным слоям населения.

Налоги подразделяются:

1. На прямые и косвенные. Прямые – это налоги, которые взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: налоги на доходы (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, платежи на социальное страхование), поимущественные налоги (на имущество граждан или предприятий, на собственность, на наследство и т.п.) Тяжесть налогового бремени приходится непосредственно на плательщика налога.

Косвенные – это налоги, взимаемые при движении товара или услуги. К ним относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акцизы, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Обычно эти налоги частично или полностью закладываются в цену товара, а часть налогового бремени перекладывается на покупателя. Чем меньше эластичность спроса, тем большая часть налога оплачивается за счет потребителя. Т.е. чем меньше эластичность, тем больше налоговое бремя покупателя.

 

 


2. На прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивные – ставка налога растёт с увеличением налогооблагаемой базы. Пропорциональные – ставке одинакова для любых облагаемых сумм (подоходный налог в России). Регрессивные – с ростом облагаемых сумм ставка налога уменьшается (обычно для косвенных налогов или для специальных целей - например, налогообложение прибыли, идущей на развитие производства).

3. На федеральные, республиканские и местные.

К федеральным налогам в России относятся: 1) налог на добавленную стоимость, 2) акцизы, 3) налог на доходы физических лиц, 4) налог на прибыль предприятий, 5) налог на добычу полезных ископаемых, 6) водный налог, 7) сбор за пользование объектами животного мира 8) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, 9) государственная пошлина 10) таможенная пошлина.

Поступления большинства федеральных налогов распределяются между бюджетами всех уровней в процентном отношении.

Региональные: налог на имущество предприятий, налог на игорный бизнес, транспортный налог, лесной сбор.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налоговая структура большинства западных государств составляет: примерно 40% - налоги на доход и прибыль, 30% - косвенные налоги, 20 % - взносы на социальное страхование, 10% - прочие налоги. В России основные доходы формируются от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, налогов на прибыль предприятий и таможенных сборов.

Существует зависимость между налоговыми ставками и уровнем доходов государственного бюджета. Она получила название кривой Лаффера.

 
 

 

 


 

 


Сначала с ростом налогов доходы бюджета повышаются, но затем сокращаются вплоть до нуля. Сокращается налоговая база государства, т.е. сумма, с которой взимается налог. Она равна разнице между полученным доходом и налоговыми льготами.

Налоговая база уменьшается, потому что:

- часть предприятий разоряется из-за высоких налогов;

- часть уходит в теневой сектор экономики, чтобы избежать налогообложения;

- часть предприятий переводится за границу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: