УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология образования»,
«Психология профессионального образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологическая служба в образовании ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 31 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | С.С. Котова |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 19.03.2015 г. № 13.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от 25.03.2015 г. № 7.
Председатель методической комиссии ФПП | О.В. Мухлынина | |
Декан ФПП | И.И. Хасанова |
Зам. директора НБ Е.Н. Билева
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2015
© Котова С.С., 2015 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Психологическая служба в образовании» является формирование целостного представления о деятельности психологической службы в образовании.
Воспитательной целью курса является развитие гуманистической направленности студентов, формирование компетенций необходимых для психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, успешной интеграции учащихся в учебные коллективы, разностороннего развития личности обучающегося.
Задачи курса:
- рассмотрение вопросов организации деятельности психолога в образовательном учреждении;
- усвоение понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога;
- изучение принципов, задач, способов, средств деятельности психологической службы в образовании.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Психологическая служба в образовании» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Учебная дисциплина «Психологическая служба в образовании» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по «Общей психологии», «Истории педагогики и образования» и «Социальной педагогики». Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о подходах к процессам обучения и воспитания, как в историческом контексте, так и в аспекте социальных систем и отношений.
Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о психологической службе образования, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека.
Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин (технологии психологической помощи семье, психологическое консультирование, основы психотерапии, психолого-педагогическая коррекция и др.).
Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебного плана по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Она предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. Изучение дисциплины «Психологическая служба в образовании» рассчитано на один семестр, подразумевает проведение текущей аттестации и завершается экзаменом.
Воспитательной целью данного курса является развитие психолого-педагогической компетентности и роста профессионально-личностного самосознания студентов; формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах.
Место и роль дисциплины «Психологическая служба в образовании» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из дисциплины «Общая психология»:
Знания: теоретических и практических задач общей психологии;
Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;
Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
Из дисциплины «История педагогики и образования»:
Знания: теоретических и практических задач педагогики и образования;
Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;
Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
Из дисциплины «Социальная педагогика»:
Знания: теоретических и практических задач социальной педагогики;
Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;
Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Психологическая служба в образовании» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование:
- способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
- способен использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
- способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
- способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
- способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные виды деятельности психолога в системе образования;
- структуру и управление психологической службы образования;
- профессионально этические принципы деятельности психолога образования;
Уметь:
- корректно применять основные направления деятельности психолога образования в контексте конкретных образовательных программ;
- взаимодействовать с детьми разного возраста, родителями, педагогами и администрацией образовательных учреждений;
Владеть:
- нормативно-правовыми основами деятельности практического психолога образования;
- организацией труда практического психолога в образовательных учреждениях разного типа и вида;
- основными формами организации практической деятельности психолога образования;
- современными технологиями психолого-педагогической деятельности в контексте практической психологии образования.
4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
1.