Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Упражнения по систематиза- ции и обобщению знаний по фонетике. 1) Выполнение задания 1 | – Прослушайте высказывание К. С. Станиславского и определите его основную мысль. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». – Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. С. Станиславский. Произнесите правильно: ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща. Я и грю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?» (Выделенные буквы – ударные.) – Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги? | Внимательно слушают. Определяют основную мысль высказывания. Выполняют задания. Высказывают свои предположения | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на вопросы. Выражают и обосновывают свое мнение. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий |
2) Выполнение задания 2 | – Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать: из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослу- шайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. – На какие две группы делятся гласные? – На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости? – Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность. – Назовите шипящие согласные. – Как на письме изображается звук [й’]? | Внимательно слушают. Высказывают свою точку зрения. – Ударные и безударные. – Парные и непарные. – Ударный гласный звук во втором слоге [о] в сильной позиции; безударные гласные звуки в первом и третьем слогах [а] в слабой позиции; согласные звуки [п], [л], [ш], [н] в сильной позиции (после согласных следуют гласные или согласные), согласные звуки [с’], [т’] в слабой позиции. – [ш], [ж], [ч’], [щ’]. – Буквой й | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий. Выражают и обосновывают свое мнение |
3) Фонетический разбор | – Как можно превратить угол в топливо? – Отобразите это в фонетической транскрипции. – Произведите фонетический разбор этого слова | – Написать в конце слова после буквы л мягкий знак (ь). – [угал’]. Выполняют задание, опираясь на образец на с. 12 учебника | Формулируют ответы на вопросы. Действуют по образцу |
4) Игра «Найди пару» | – Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости/звонкости, чтобы получилось новое слово. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: к од – г од. Удочка, тужить, визит, сиять, молотить. После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка | Ответ: у д очка – у т очка, ту ж ить – ту ш ить, ви з ит – ви с ит, с иять – з иять, моло т ить – моло д ить | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
2. Упражнения по систематизации и обобщению знаний по орфоэпии. 1) Выполнение упражнения 18. | – На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха! Так няня в лес ребенка заведет И спрячется сама за куст высокий: Встревоженный, он ищет, и зовет, И мечется в тоске жестокой… (Н. А. Некрасов.) Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. (И. А. Бунин.) Лишь вступил на двор широкий, Что ж? Под елкою высокой Видит, белочка при всех Золотой грызет орех… (А. С. Пушкин.) | Выполняют задания. | Умеют внимательно слушать. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Ориентируются в учебнике. Выполняют задания согласно инструкции. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют работать со справочной литературой |
– Наука, изучающая произношение звуков, называется… А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ий’а]. – Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На с. 170 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов. – Произнесите правильно слова из упражнения 18 | Внимательно слушают. | ||
2) Составление алгоритма написания в слове разделительных твердого и мягкого знаков (ь и ъ) | – Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко? – Что значит разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ъ? – Составьте алгоритм написания в слове разделительных ь и ъ знаков | – Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного. Отвечают на вопросы. Совместно с учителем выполняют задание. (См. Ресурсный материал.) | Формулируют ответы. Используют схему для решения учебно-практической задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
II. Самостоятельная работа | Предлагает выполнить самостоятельно задания. 1-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ъ; 2-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ь | Выполняют задания самостоятельно | Осуществляют планирование, контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика и орфоэпия? – Какие задания мы выполняли? – Что вызвало затруднения? Как вы их преодолевали? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание (по выбору): 1) Выполнить упражнения 19, 20. 2) Написать рассказ на свободную тему с использованием 8–10 слов из словаря «Произноси правильно!» | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Ресурсный материал
|
|
|
Алгоритм написания в слове буквы (ь/ъ)
Урок 7. МОРФЕМЫВ СЛОВЕ. ОРФОГРАММЫВ ПРИСТАВКАХ И В КОРНЯХ СЛОВ (с. 16–19)