Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с предложением | Предлагает прочитать предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. – Выполните разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены? – Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи? – Для чего нужно изучать морфемы? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Обобщение и систематизация знаний о частях речи | – К нам пришел гость – Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, но забывчивый очень. Ребята, помогите гостю заполнить недостающие места. Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учи- тывает Морфология, одна из стран Объединенного Коро- левства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них различные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе. Например, проснулось дома существительное Солнышко, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение Солнышко ласково светило в окна. В этом предложении Солнышко работает … (подлежащим). Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают … (существительные). Например … Признак предмета обозначают … (прилагательные). Например … Действие обозначают … (глаголы). Например … Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу две части речи: … и … (существительное и прилагательное). А вот спряжение, вид и время можно определить только у … (глагола). Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль | Внимательно слушают. Выполняют задание | Умеют внимательно слушать. Выполняют задания согласно инструкции. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
3. Выполнение упражнения 31 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить комментированное письмо | Выполняют упражнение 31 | Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий |
4. Выполнение упражнения 32 | Предлагает выполнить упражнение. 1-й вариант – выписывает существительные. 2-й вариант – выписывает прилагательные и глаголы | Выполняет задания упражнения 32 | Осуществляют контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | У каждого учащегося две карточки: одна красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ. Тезисы: 1. Прилагательное обозначает предмет. 2. Глагол обозначает действие. 3. Существительные служат для связи слов в предложении. 4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог. 5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж. 6. Глагол изменяется по падежам. Домашнее задание:выполнить упражнение 33 | Пользуются сигнальными карточками для обобщения и систематизации знаний о частях речи. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Урок 9. ОРФОГРАММЫВ ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ (с. 22–24)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний об орфограммах в окончаниях слов); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: тест, таблицы «Выбор гласных в окончаниях существительных», «Безударные окончания глагола», перфокарты |