Тенденции развития образования




Функции образования

Экономическая Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование ранее накопленной культуры для воспитания индивида, развитие его творческих способностей

Тенденции в развитии образования

рост продолжительности образования    
непрерывность образования    
гуманизация    
гуманитаризация    
интернационализация    
компьютеризация    

 

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тенденции развития образования

Тенденция Характеристика
Гуманизация Внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям.
Объединение национальных систем образования, реализация единых программ, взаимное признание государствами документов об образовании.

Ответ: __________________________________.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Система образования; 2) образовательные учреждения; 3) цели образования; 4) функции образования в обществе; 5) образовательные программы.

Ответ: __________________

3. В небольшом городке далеко от образовательных центров у вас живёт друг, который хочет повысить уровень своего образования, но не имеет возможности приехать в другой город на учёбу. Недавно он приобрел компьютер и стал пользоваться Интернет-ресурсами. Какую форму обучения вы ему посоветуете?


1) факультативную 2) очную 3) вечернюю 4) дистанционную


4. Гуманитаризация образования предполагает, в первую очередь

1) разнообразие типов образовательных учреждений

2) повышение внимания к социальным дисциплинам

3) учет в преподавании интересов ребенка

4) увеличение часов на преподавание русского языка и литературы

5) единые требования к оборудованию школ

Ответ: ________________

5. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

Ответ ___________

6. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) особое внимание нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

Ответ ______

7. Алексей работает над рефератом, раскрывающим функции образования как социального института. Какие из перечисленных положений он должен отразить в реферате? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки

1) развитие личности обучающихся

2) производство материальных ценностей

3) получение знаний, новых для всего человечества

4) приобщение человека к культурному наследию общества

5) подготовка обучающихся к выполнению разных социальных ролей

6) социальное управление

Ответ: __________

8. Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.

2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.

3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.

4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.

5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.

Ответ: ____________.

9. В государстве А. абсолютное большинство образовательных учреждений – бесплатные. Ответ на какой вопрос поможет выяснить, реализуется ли в государстве А принцип гуманизации образования?

1) Сколько средств выделяется для поддержки многодетных семей?

2) Насколько образовательные учреждения учитывают интересы учащихся?

3) В какой мере изучаются естественные и точные науки?

4) Используются ли программы для обучения одаренных детей в стране А?

5) Могут ли людис ограниченными физическими возможностями получить образование

по индивидуальным программам?

Ответ: ________________

10. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

Ответ ___________

11. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие большого количества спортивных и художественных учреждений для людей с ограниченными возможностями

2) создание разнообразных доступных учреждений дополнительного образования

3) предоставление одарённым детям возможности обучаться по специальным программам

4) преподавание курса «История» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению русского языка и литературы

Ответ ___________

12. Выберите верные суждения об образовании

1) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

2) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.


3) Активное использование дистанционных форм обучения свидетельствует о гуманитаризации образования.

4) Разнообразие форм общего и дополнительного образования отражает тенденцию гуманизации образования.

5) Система образования реализует определённый общественный заказ.

6) Функция социализации является одной из основных для учреждений образования.

7) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

Ответ ___________

13. Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А) введение дистанционного обучения посредством компьютерных сетей 1) гуманизация
Б) увеличение времени на изучение социальных дисциплин 2) информатизация
В) оснащение всех школ доступом в Интернет 3) гуманитаризация
Г) особое внимание нравственному воспитанию учащихся  
Д) внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

14. Максимальное сближение национальных образовательных систем является результатом процесса


1) гуманитаризации 2) гуманизации 3) компьютеризации 4) интернационализации


 

Прочитайте текст и выполните задания

Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

(М. Фридмен)

21. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?

22. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.

23. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.

24. Почему, по мнению автора, необходимо государственное вмешательство в сферу профессионального образования? Какие меры в сфере профессионального образования в условиях рынка может предпринять государство? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три меры

 

 

25-28

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о уровнях образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую тенденцию развития образования в современном мире

 

2. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует

 

3. С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.

4. Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами функции общего образования

 

5. Проиллюстрируйте примерами роль образования: в выборе профессии, в социальной мобильности, в формировании мировоззрения личности. (Обязательно указывайте, какую роль образования иллюстрирует каждый из приведённых Вами примеров.)

 

6. Ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами.

 

7. В школах страны С. много внимания уделяется здоровью детей. Проводятся регулярные физкультурные паузы, устанавливаются приборы, очищающие воздух. Для детей с ограниченными возможностями проводятся занятия на дому. Какая тенденция развития образования проявляется в стране С.? Назовите два признака, по которым вы это определили. Назовите любое проявление данной тенденции, не упомянутое в условии задания.

 

8. В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.

 

9. Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.

 

С7
10. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Укажите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.

 

11. Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них.

12. Проиллюстрируйте примерами роль образования: в выборе профессии, в социальной мобильности, в формировании мировоззрения личности.

(Обязательно указывайте, какую роль образования иллюстрирует каждый из приведённых Вами примеров.)

 

13. В стране К. проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора наиболее приемлемой формы получения образования (традиционная, домашнее обучение, экстернат и т.п.). Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите два любых собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.

 

14. В ходе реформы системы образования в стране Z учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и способностям. Какую

тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие

тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.

 

 

15. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование как социальный институт современного общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Эссе

1. Великая цель образования не знания, а действия (Г. Спенсер).

2. Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. (Б.Ф. Скиннер)

3. «…без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в компьютер». (И.А. Негодаев)

4. «Безграмотными в ХХI веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Э. Тоффлер)

 

5. «Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов - их национального лица, их языка и фольклора». (Д.С. Лихачёв)

 

6. «В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом». (В.В. Путин)

 

7. «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В.В. Путин)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: