Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения в свете современных технологий.




Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание

и соблюдение ими правил дорожного движения — одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на

сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного

учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными

приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых.

В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения

к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности

движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия,

позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить

с Правилами дорожного движения. Знание правила и даже его понимание

далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его

словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им

в практической деятельности. Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Знакомство детей с Правилами дорожного движения, соблюдение которых

является законом для каждого гражданина, начинается с раннего детства, так

как знания, полученные в это время, наиболее прочны. Дисциплинированного пешехода нельзя воспитать, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивой привычки соблюдать правила дорожного движения.

Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный,

индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по

ознакомлению с правилами дорожного движения.

В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы:

беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые

прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение

художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр

познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры;

подготовка и организация выставок детского творчества; работа со схемами,

моделями.

Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности

педагога с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения.

Совместная игровая деятельность. Поскольку игра является основным

видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в

процессе ознакомления детей с правилами дорожного движения. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические,

дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают

возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры

в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр

учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы

мальчиков и девочек.

Дидактические игры.

Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о правилах дорожного движения, формировать

навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических

игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе организованной образовательной деятельности, на прогулке, вечером.

Сюжетно — ролевые игры. Содержание игр по правилам дорожного движения перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

«Минутка безопасности движения». «Минутка» —это

кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1–3

минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных

учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей

переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок

получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный

в проблемной и занимательной форме. Минутку следует проводить 1–2 раза

в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей

с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.

В связи с новыми требованиями важно осуществлять интеграцию разных

видов деятельности, в процессе которых происходит ознакомление детей

с правилами дорожного движения.

Так, в процессе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети на дороге» и др.), просмотр познавательных видеофильмов; наблюдения на целевых прогулках, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В процессе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятия «левая -правая сторона», «снизу- сверху», «широкая -узкая полоса», т. е. ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги, улицы, квартала.

В процессе трудовой деятельности дети изготавливают атрибуты для

игр (макеты транспорта, дорожных знаков, жезлы, флажки, шапочки,

пилотки, разнообразную игровую атрибутику).

В процессе конструктивной деятельности у детей формируют интерес

к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала.

В процессе физической культуры развивают координацию движений

и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой,

по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате. В процессе

музыкальной деятельности создаются условия для активного участия детей

в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме

«Дорожная азбука».

Художественной деятельности отводится особая роль. Пристальное

внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение

к детским работам на тему «Правила дорожного движения» (рисунки,

поделки), которые используются не только для оформления выставок,

атрибутов к играм детей, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно

организовывать поэтапно:

1 Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах

безопасности движения.

2 Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.

3 Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на

дороге.

4 Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и

деятельности.

5 Развитие творческих способностей в процессе применения знаний

в практической деятельности.

Результативность системы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения отслеживается в работе с детьми, родителями и создании предметно-развивающей среды.

Организация работы на основе интегративного, деятельностного,

гендерного и индивидуального подходов позволяет осуществить ее в системе

и добиться значительных результатов.

В этой связи поставленная цель, — формирование у дошкольников знаний

о Правилах безопасности движения и развитие умений применять знания

в деятельности и поведении, — осуществляется в дошкольном

образовательном учреждении успешно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: