Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Индивидуальная работа по карточкам | Задание: вставить пропущенные буквы, произвести морфологический разбор выделенных слов. Карточка 1. В работ.. железо не ржаве..т. Карточка 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь. Карточка 3. На чужбин.. и собака тоску..т. Карточка 4. Богатырь и на тигр.. поед..т | Выполняют работу по карточкам. Осуществляют взаимопроверку | Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с предложением | – Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой. Мы часто слушаем народный фольклор. – В чем заключается ошибка? – Запишите исправленный вариант предложения. – Подчеркните основу предложения. – Есть ли в предложении группа подлежащего? – Выделите группу сказуемого. – Сколько словосочетаний в предложении? – Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Цифровой диктант | Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «–». 1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий | У учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3–, 4+, 5–, 6–, 7–, 8+, 9+ | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Работа со схемами | – Составьте словосочетания по схемам (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание | Используют схемы для решения учебно-практических задач |
4. Игра «Кто вперед?» | Класс делится на три команды. Задача каждой команды – составить и записать на доске словосочетания в упражнении 41 (1-е словосочетание – первой команде, 2-е словосочетание – второй, 3-е словосочетание – третьей). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки | Выполняют задание | Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий |
5. Беседа | – Чем словосочетания отличаются от предложений? – Какова цель каждого высказывания? Пришла зима. Пришла зима? Пришла зима! – От каких условий зависит выбор знаков препинания? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
6. Выполнение упражнения 44 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить комментированное письмо | Выполняют упражнение 44 | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
7. Выполнение упражнения 46 | – Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и? – Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте ответ | Отвечают на вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Формулируют ответы на вопросы. Высказывают свою точку зрения |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Для чего в языке служат словосочетания и предложения? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:выполнить упражнения 47, 48 | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Ресурсный материал
|
|
Схемы
Вариант 2*
Планируемые результаты:
Предметные: знают состав словосочетания, отличие простого предложения от сложного; умеют их различать; вычленять словосочетания; выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Метапредметные (УУД):
• познавательные: используют знаково-символическое моделирование (работа со схемами, анаграммами, ОК); конструирование;
• регулятивные: осуществляют исправление ошибок, оценивание собственной деятельности и результатов деятельности других;
• коммуникативные: умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
|
Личностные: нравственно-этическое осознание понятий «мечта», «счастье», «способ достижения целей».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид контроля самостоятельной работы: выполнение теста, самопроверка, взаимопроверка.
Сценарий уроков
I. Повторение.
Подготовка к ГИА.
– Вы, наверное, читали мифы Древней Греции. Из них вы узнавали, как жил, о чем мечтал человек много лет назад. О ком из героев Древней Греции вы знаете?
В тексте пойдет речь о реальном человеке – ораторе Демосфене. Но сначала познакомимся со значением слова «оратор». Оратор – человек, обладающий даром говорить речи.
1) В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но лучше всех запомнился Демосфен.
2) Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком.
3) Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда.
4) Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех.
5) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
Задания А1–А7
А1. На желание Демосфена стать оратором повлияло:
а) требование отца;
б) услышанное в суде выступление;
в) сила красноречия знаменитого оратора, которому рукоплескала толпа.
А2. Укажите значение слова «мечтал», употребленного в предложении №2.
а) Добивался цели;
б) стремился познать неизведанное;
в) стремился к воображаемой цели.
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
а) Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком.
б) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
в) Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда.
А4. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове «суда» количество букв и звуков совпадает.
б) В слове «стать» все согласные звуки глухие.
в) В слове «своего» количество букв и звуков совпадает.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) Мечтал;
б) загорелся;
в) упросил;
г) удивлялся.
А6. Назовите слово, в котором нет приставки.
а) Упражняться;
б) удивляться;
в) усиленно.
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано»?
а) Ранней;
б) усиленно;
в) замечательных.
Задания В1–В6
1) В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но лучше всех запомнился Демосфен.
2) Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком.
3) Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда.
4) Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех.
5) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
В1. Замените синонимом слово «мечтал» в предложении № 2.
В2. Замените словосочетание «усиленно упражняться», построенное по типу примыкания, словосочетанием, построенным по типу согласования.
В3. Выпишите грамматическую основу из предложения № 2.
В4. Назовите номер простого предложения, осложненного однородными членами.
В5. Назовите номер сложного предложения, где части соединены сочинительно-противительным союзом.
В6. В предложении № 4 (Мальчик видел, (1) как толпа рукоплескала знаменитому оратору, (2) и удивлялся силе его красноречия, (3) которое покорило всех) запятая №2 разделяет:
а) придаточное предложение и главное;
б) однородные члены предложения.