с учетом мотивов и досуговых интересов людей пожилого возраста.




Культурная деятельность пожилых людей представляет собой одно из наименее изученных явлений. По устаревшей традиции проблемы пожилого возраста чаще относят к сфере здравоохранения, чем к сфере культуры. Современная же социокультурная ситуация такова, что многие группы населения, ранее считавшимися социально и культурно пассивными, все охотнее включаются в различные виды общественной и духовной жизни. Это относится и к представителям данной возрастной группы, многие из которых не рассматривают себя только в роли людей, спокойно доживающих свой век, и стремятся не быть в стороне от бурных событий современности. Поэтому так необходима забота с включением пожилых людей в те виды культурной деятельности, которые предполагают участие широких масс и большой выбор досуговых занятий, в «клубную» жизнь, любительское движение, самодеятельное творчество.

Неблагоприятные условия и низкое качество жизни многих пожилых людей в сочетании с малыми (по сравнению с работающими группами населения доходами нередко заставляет их заботится, в первую очередь, об удовлетворении повседневных потребностей, а духовные, культурные интересы отодвигаются на задний план. Все это в значительной мере обусловливает скрытую неудовлетворенность жизнью.

Прекращение работы ставит перед стареющими группами населения вопрос о том, как остаться причастными к жизни коллектива и всего общества, сохранит чувство собственной социальной полноценности.

Широко бытующее представление о пенсионерах как общественно активных не подтверждается данными социологических исследований.

Социологические исследования свидетельствуют и о весьма низком уровне их культурно-досуговой активности, о крайней неразвитости структуры досуга стареющих (особенно в сравнении с другими возрастными группами), о серьезном неблагополучии в деле удовлетворении их духовных потребностей.

В целом же пенсионерам стал свойственен пассивный досуг (чтение, телевидение, прогулки, в меньшей мере посещение учреждений культуры и т.п), что объясняется отнюдь не стремлением пожилых людей к покою.

Сегодня социально-демографическая группа пенсионеров представляет собой внушительную силу, способной к самой разнообразной деятельности. Помимо общественной значимости такая деятельность представляет главную ценность прежде всего для самих пожилых людей, чье стремление к самовыражению находит в ней адекватное выражение.

Одной из базовых социальных установок людей пожилого возраста, пенсионеров является стремление к творческой самореализации в сфере досуга. При этом пенсионеры нередко обращаются как к традиционным, так и к инновационным, не связанным с «образом» старика формам активности. Среди досуговых образований,удовлетворяющих потребность пожилых людей в самореализации, можно выделить клубы, создаваемые на основе общности политических, нравственных и социальных интересов; объединения ветеранов войны и труда, ведущих широкую воспитательную работу среди подрастающего поколения.

Развиваются так же клубы просветительского и художественно-творческого направления.

Характерно, что большинство клубов пожилых людей не ограничивается каким-либо одним видом деятельности, и часто удовлетворяет самые разнообразные досуговые интересы своих членов.

Социальная активность пожилых людей в нашей стране и особенно за рубежом далеко не всегда исчерпывается спектром досуговых интересов. Многие представители этой возрастной группы стремятся принять участие по мере сил в деятельности массовых учреждений культуры и досуга. Последние обладают определенными возможностями для удовлетворения этой потребности. Например, в США оправдал себя опыт привлечения пенсионеров для работы в парках. Пожилые люди трудятся здесь неполный рабочий день (4часа)садовниками и парковыми служащими.

В литературе, посвященной проблемам досуга пожилых людей, особенное значение уделяется оздоровительным возможностям досуговых занятий, организуемых для данной возрастной группы. Причем этот процесс оздоровления можно трактовать достаточно широко, в соответствии с принятым в последнее время определением здоровья как социального, физического и психического благополучия.

Досуговые занятия, способствующие ликвидации социальной изоляции пожилых людей, включающие их в разнообразные содержательные формы общения, крайне важны в аспекте социального и психического здоровья.

Содержание общения пенсионеров объединяется в значительной мере в связи с тем, что каждый их них часто не имеет возможности встречаться с бывшими сослуживцами. Вступая между собой в общение, люди пенсионного возраста, как правило не связаны интересами к одной профессии, специальности, социальному слою и к соответствующей области знаний. В их беседах большее значение приобретает обсуждение вопросов быта, морали, политики, права, лечения болезней, т.е. вопросов, близких условиям существования, независимо от социальных характеристик.

В социальной и психологической геронтологии зафиксировано так же, что пенсионеры, общаясь между собой, стремятся не столько к изменению своих представлений и взглядов, сколько к подтверждению уже сформировавшихся установок и знакомых ситуаций. Для них часто важен сам факт сочувствия со стороны другого лица. Высказывается предположение, что пенсионеры не испытывают активного интереса к отвлеченной теоретической информации; им ближе сообщения, приближенные к жизненному опыту, имеющие духовно–практическое значение.

Для организации полноценного общения пенсионеров, по мнению специалистов, особенно важно наличие соответствующих видов деятельности, присущих данному возрасту.

Осмысление проблем пожилого возраста позволяет по-новому осознать и многие художественно-творческие занятия этой возрастной группы.

Например, в клубах пожилых ФРГ важная роль принадлежит групповому пению. Пожилые люди воспринимают процесс пения как возвращение в давно прошедшую юность. Причем они предпочитают петь песни, знакомые с детства. В таком пении участвуют все желающие и никто ни кого не критикует, что способствует устранению скованности, страха показаться смешным и т.д.

Обращение к прошлому, юности пожилых людей представляет собой самостоятельную социальную ценность. Так, отмечается, что в наше время воспитание историей не мыслимо без бережного отношения к старшим, их прошлому. При этом важно проявлять особый такт и чувство социальной ответственности, учитывая, что многие пожилые люди были свидетелями или участниками событий. Которые сейчас критически переосмысливаются.

Актуальная задача разработки досуговых программ, способствующая укреплению физического здоровья пожилых. Здесь прежде всего необходима организация физкультурно-оздоровительных занятий, учитывающих функциональные возможности организма пожилого человека.

Понятие «активная старость», родившееся в наши дни, отражает реальное явление жизни. В то же время, ни социальная политика нашей страны, ни общественное мнение пока не осознали этого явления в полной мере. Своего рода комплекс неполноценности, замыкание стариков на себя, интровертный характер их психики, отчуждение их от других возрастных групп, все еще весьма часто наблюдаемые в обычной жизни, порождены прежде всего их ближним и дальним окружением. Поэтому важной задачей сегодня является «реабилитация» старости, преодоление былой недооценки жизни в пожилом возрасте, устаревших стереотипов восприятия стариков.

Предупредить преждевременное старение, а так же найти способы возможно более полного использования знаний, умений, навыка, опыта общественного потенциала «хронологически» пожилых людей, повысить их культурно-социальную активность, радикально оздоровить их образ жизни можно только путем создания такой нравственной атмосферы вокруг них, такого социального окружения, которое обеспечило бы им «равные возможности» в социально значимой деятельности и реальный доступ к культурным, образовательным, рекреационным учреждениям. []

[О.М Гринфельд А.В Каенец Проблемы культуры маргинальных групп]

Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. И в связи с этим вызывает критику так называемая теория «интеллектуального дефицита», направленная на выявление творческих ограничений старого человека. Напротив, современные наблюдения за пожилыми людьми, писателями, актерами, педагогами, крупными общественными деятелями свидетельствуют от том, что интеллектуальные возможности не зависят от возраста, и что многие знаменитые открытия, произведения – это плод труда именно старых людей. Более того, психологами замечено, что именно в третьем возрасте активно, творчески мыслящих людей проявляются необычные, ранее не имевшие места, способности. Чаще всего они связаны с литературой, живописью, рукоделием, наукой. Главными факторами, способствующими этому, выступают следующие: богатейший жизненный опыт; стремление поделиться своим багажом знаний и умений; наличие свободного времени; возможности погружения в себя; изучение-открытие себя; вовлечение в познавательно-эстетическую деятельность (чтение, экскурсии в музеи, походы в театры, просмотры любимых телепередач); желание быть нужным, полезным окружающим.

Обо всем этом писал в свое время выдающийся физиолог, иммунолог Илья Ильич Мечников. Так, в работе «Этюды о природе человека» он мечтал о том времени, когда старики смогут применять свой большой опыт к наиболее тонким и сложным задачам общественной жизни.

Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности. Результатами изучения биографии творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность не снижается в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства.

Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всём мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков в старости:

1). старик-негативист,отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости;

2). старик-экстравертированный(в типологии К.Г.Юнга), признающий наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путём наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодёжью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье);

3). интровертированный тип, остро переживающий процесс старения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою.

Разумеется, эти оценки приблизительны, как бы мы ни хотели подвести стариков под тот или иной тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1). активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2). старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на всё то, на что раньше недоставало времени;

3). “женский” тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

4). старость в заботе о здоровье (“мужской” тип старения)- в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости – разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.

Народная мудрость утверждает, что “старость – не радость”. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Это скорее мнение, и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности.

Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это – стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором никогда не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой.

Специальные исследования свидетельствуют о том. Что существует тесная связь между уровнем активности человека и удовлетворенностью сегодняшним положением, а отсутствие активности сочетается с чувством неудовлетворенности и жалобами на свое положение. Подобная же связь существует между активностью и настроением человека. Степень социальной адаптации к пенсионному периоду зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать новые сферы и области, в которых он может активно реализовать свою социальную роль.

Очень интересны высказывания в области «удлинения жизни и деятельной старости» известного ученого середины 50-х годов XX столетия З.Г.Френкеля. Он подчеркивал, что, продлевая жизнь, следует обеспечить старикам возможность деятельного участия в жизни общества, обеспечить продолжение полезной деятельности в старости. А участие пожилых людей в трудовой жизни общества, с одной стороны, позволит использовать накопленные и усвоенные ими на протяжении жизни знания, умения, опыт, склонности и способности к синтетическому мышлению, а с другой - даст возможность пожилым людям сохранить свое здоровье. Ведь ни для кого не секрет, что переход на пенсию, увольнение на покой и отдых, устранение от дел – путь к быстрому, тягостному угасанию и атрофированию оставшихся у стариков ценных и важных навыков и умений.

[А.Г.Казакова Пути социально-культурных воздействий на лиц третьего возраста стационарных учреждений]

Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно, которого нет и не может быть у других. Это – мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на

этой земле человеку. Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди – это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер.

1. Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

2. Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.

3. Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

4. Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых - это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин "технологии социокультурной реабилитации" включает две составляющие: "социальное" и "культурное". "Социальное" указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Понятие "культурное" обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. "Социальное" предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. "Культурное" - подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной деятельности. "Социальное" предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а "культурное" предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:

занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

спорт, активное движение, экскурсии, игры;

деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.). Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).

Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.

Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные игры)

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

- личность самого человека;

- отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

- культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с пожилыми людей необходимо создать доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

Существуют различные реабилитационные виды досуга.

1. Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение направлено на психические состояния или свойства личности пожилых, которые испытывают неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить, желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства человека для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми. Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь человека и на художественных примерах найти то позитивное, что делает его жизнь интересной и радостной. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное поведение и свои реакции. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. Чтение специально подобранной художественной литературы может снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психической активности, помогающих избавиться от травмирующих переживаний.

С библиотерапией тесно связана терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает пожилому стать более непринужденным в отношении к внешнему миру. Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми.

2. Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

3. Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. В каждое занятие следует включать музыкально - ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.

4. Игровая терапия. Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведени<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: