Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1. Теоретические основы использования деловых игр в школе. 4
1.1 Сущность деловой игры.. 4
1.1 Методики организации деловой игры при обучении экономике. 9
2. Разработка методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе. 12
2.1 Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса. 12
2.2 Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса. 14
2.3 Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе. 16
Заключение. 18
Введение
Изучение экономической дисциплины предполагает не только усвоение некоторой суммы теоретических знаний, но и приобретение навыков организации, планирования и управления экономическими объектами (фирмами, биржами и т.п.). Участие в различных деловых играх, разбор большого количества экономических ситуаций, позволяют получить практические знания и навыки в области экономики. Но на данный момент не существует единой методики применения деловых игр в экономике для 11 класса.
Целью курсовой работы будет разработка комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса.
В процессе выполнения курсовой работы будут рассмотрены следующие задачи:
– изучить сущность и назначение деловых игр;
– описать различные методики проведения деловых игр;
– разработать методику проведения деловых игр по экономике для 11 класса;
– разработать комплекс деловых игр по экономике для 11 класса;
– оценить эффективность разработанной методики с помощью исследования.
Теоретические основы использования деловых игр в школе
|
Сущность деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1–3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.
Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:
• уровень владения этими навыками;
• особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
• уровень коммуникативных навыков;
• личностные качества участников.
И.А. Грабовская выделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения[1]:
• Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.
• Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.
• Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.
|
• Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
• Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
• В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
• Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
• Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
Деловые игры, выдвигая перед студентами имитационно-практические задачи существенно повышают заинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. Моделируя причастность студентов к определенным производственным ситуациям, игра не позволяет аудитории расслабляться, держит ее в постоянном напряжении, заставляет думать, интегрировать полученные знания, побуждает студентов к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Таким образом, использование деловых игр в наибольшей степени способствует тому что «школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к усвоению теоретико-практических положений.
Участники игры имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью. В результате каждый из участников одни и те же деловые вопросы решает со своих индивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных экономических закономерностей, предопределяющих хозяйственную деятельность людей, они вынуждены искать и приходить к единому решению. Все это в наибольшей степени, чем любой другой методический прием преподавания экономических дисциплин, помогает школьникам понять суть экономических преобразований, способствует выработке у них практических действий, направленных на выбор оптимального экономического варианта хозяйственной деятельности.
|
Разрешая игровое задание, школьники оценивают исходный материал, характеризующий экономическую обстановку, находят ответ на поставленную перед ними имитационно-деловую проблему, согласуют мнение со своими партнерами по игре и вырабатывают вместе с ними общее решение.
Для максимально эффективного применения деловой игры в образовательной деятельности необходимо выяснить ее сущность. Очевидным является тот факт, что применение деловой игры необходимо в случае, когда нужно выйти за рамки существующих схем. Существует три основных направления деловых игр:
· деловая игра – анализ ситуации;
· деловая игра – процесс согласования интересов и поиска компромиссов;
· деловая игра – выработка последовательных решений в определенной хозяйственной ситуации.
Деловая игра обладает следующими признаками:
1. Игра имитирует определенный аспект хозяйственной деятельности.
2. Участники игры получают роли, предопределяющие их модель поведения.
3. Деловая игра проводится по заранее разработанным правилам.
4. Деловая игра ограничена по времени.
5. В деловой игре наличествует обратная связь с организатором игры.
6. Результаты деловой игры оцениваются.
П.И. Пидкасистый делит игры на естественные и искусственные[2]. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.
Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.
Выделяют шесть организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.
· К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
· Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
· Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.
· Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.
· Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
· Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет школьнику принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.
Будущий специалист может наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, в зависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс. Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и его влияние на конечные результаты.
Воспитание деловых качеств на основе игровых имитаций – важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в «роли» школьников, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров.
Деловые игры являются динамичной и эмоциональной формой обучения, которая способствует развитию творческого подхода и выработке некоторых практических навыков. Моделирование конкретных экономических ситуаций предоставляет возможность школьникам принимать самостоятельные решения, эффективно закреплять полученные теоретические знания. Ролевые деловые игры, в отличие от компьютерных, можно адаптировать в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Учитель может изменять цель, поставленную в игре, форму и продолжительность проведения игры. Деловая игра должна продемонстрировать деловой поиск решения проблемы, показать интересы разных участников конфликта. Деловая игра иллюстрирует экономически грамотный и правовой подход к разрешению сложных ситуаций в экономике и обществе.
Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы[3]:
1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.
2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии – с другой.
3. Участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
4. Группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.
Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.
Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
4. По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект.
Быченко и Красильников определили следующие этапы в методике организации деловой игры[4]:
1) выбор темы и определение целей игры;
2) разработка сценария деловой игры и списка «действующих» лиц;
3) описание «роли» каждого из участников;
4) подготовка необходимого реквизита: карт наблюдений, секундомера, карточек участников с названием роли, данных о производстве, фирме, партнере и т.д.;
5) распределение ролей между классом и их ознакомление со сценарием игры;
6) корректировка хода деловой игры в процессе ее проведения (ускорение темпа, введение дополнительных условий, контроль за деятельностью наблюдателей);
7) подведение итогов, когда анализируется ход игры, отмечаются все положительные и отрицательные моменты, определяется рейтинг каждого из участников.
Веденина В. выделяет следующие этапы проведения деловых игр [5]:
1. Выбор темы и составления плана игры.
2. Ознакомление с правилами игры, рекомендациями и инструкциями для игроков.
3. Проведение игры.
4. Оценка полученных результатов.
Ещё по одной методике, автором которой является Данилина В.Н.[6] деловая игра проходит следующие этапы:
1. Ознакомление с целями и правилами участия в деловой игре.
2. Самостоятельная работа студентов.
3. Проведение игры.
4. Подведение итогов.
IV. По мнению А.М. Айламазьян и М.М. Лебедева[7] деловая игра проходит всего 3 этапа:
1) Подготовка;
2) Проигрывание;
3) Разбор и анализ игры.
При рассмотрении всех перечисленных выше методик можно отметить, что каждая из них имеет свои отличия и различные способы достижения поставленных целей.