Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, сегодня мы выполним очень важную работу: постараемся расширить и углубить наши знания о тексте. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы разобьемся на группы | Внимательно слушают. Делятся на группы | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом | –Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. (Л. Н. Толстой.) – Каквы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. – А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно говорить? (Составлять высказывания – тексты.) | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Обосновывают свою точку зрения | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы |
2. Раскрытие сущности новых понятий | – Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово текст. Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова. – Итак, каково же первоначальное значение слова текст? (Ткань, сплетение.) – Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. – Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.) – Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. – Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст – потеряв одно или несколько предложений, он может потерять смысл. – Прочитайте упражнение 64 на с. 36 и скажите, без какого предложения (предложений) текст потеряет смысл? – Как называется такое предложение? (Основная мысль.) Организует обсуждение схемы, данной в упражнении 65. Подводит обучающихся к выводу о взаимосвязи темы и основной мысли текста | Внимательно слушают. Работают со словарной статьей. Принимают участие в обсуждении. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Принимают участие в обсуждении. Обосновывают свою точку зрения | Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний | Организует работу в группах по выполнению упражнений. Оказывает консультационную поддержку обучающимся | Выполняют задания в группах: группы 1, 3 – упражнение 66; группы 2, 4 – упражнение 67. Осуществляют взаимопроверку. Участники групп 1–2 и 3–4 отвечают по очереди на вопросы, поставленные в упражнениях | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Владеют навыками групповой работы. Владеют логическими действиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Как вы понимаете значение слова текст? – Что мы называем основной мыслью текста? – Как взаимосвязаны заглавие текста и его основная мысль? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 68 (сочинение) | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Урок 18. НАЧАЛЬНЫЕ И КОНЕЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА (с. 39–41)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развивать их умения в определении основной мысли текста, роли начальных и конечных предложений в понимании замысла автора; способствовать развитию умений составлять план текста | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, карточки |