Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать большую и важную тему – «Текст». Сегодня мы продолжаем цикл уроков по этой проблеме. Но вначале нам необходимо вспомнить, что о тексте мы уже успели узнать | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы |
II. Работа по теме урока. 1. Работа со словарем | – Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова текст. – Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью | Выполняют задание, работают с толковыми словарями и справочным материалом. Рассказывают о результатах своей работы | Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками работы со справочной литературой |
2. Раскрытие сущности новых понятий | – Можно ли считать предложение текстом? – Чем отличается предложение от текста? (Предложение позволяет только выразить мысль, а текст – обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.) – Любая ли группа предложений будет текстом? (Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое.) – Давайте прочитаем два предложения, данные на с. 39. В чем их особенность? (Они помогают догадаться о возможном содержании текста.) Предлагает учащимся познакомиться с содержанием текста упражнения 69. – Как вы считаете, всегда ли начальное и конечное предложения позволяют догадаться о содержании всего текста? Обоснуйте свое мнение. (Из первого предложения – тезиса – должно быть понятно, о чем пойдет речь далее, а последнее предложение обычно выполняет роль вывода, значит, обобщает все сказанное выше.) | Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Читают текст упражнения, выдвигают гипотезы, приходят к выводу о том, что начальное и конечное предложения текста несут особую смысловую нагрузку | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Используют навыки работы со справочной литературой. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний | – Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать с деформированным текстом. Если вы все сделаете правильно, у вас получится китайская сказка. Работать мы будем в несколько этапов. (См. Ресурсный материал.) Консультирует обучающихся в ходе работы. Организует промежуточную проверку результатов: – Оцените действия короля. – Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю? – Что бы вы предложили королю? | Работают с деформированным текстом. На первом этапе составляют текст, располагая предложения в нужной последовательности. На втором этапе выбирают начало текста из предложенных на карточке. Читают получившийся вариант текста (без концовки): В одной стране жил король. У него было доброе сердце. Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление: – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Как вы думаете, больше вреда или пользы природе принес поступок короля? – Допишите концовку сказки дома и придумайте свое название сказки. А на следующем уроке мы проверим, что у нас получилось, и сверимся с изначальным текстом. – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: дописать сказку по данному началу | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Карточки
Карточка для этапа 1.
______ – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Карточка для этапа 2.
Выберите начало из предложенных:
1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.
2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.
Сказка «Добро без ума»
В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
– Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
Король повторил:
– У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил король.
– Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.
На это мудрец ответил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо.
Урок 19. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (с. 42–44)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развитию их умения в определении основной мысли через ключевые слова, а также способности выделять ключевые слова текста | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, сказка |