Социально – культурная сфера




Лекция по дисциплине «Правоведение»

Тема №3. Основы административного права РФ.

1. Понятие, предмет, субъекты и источники административного права.

2. Административное правонарушение: понятие, виды, состав.

3. Административное наказание: понятие, виды, порядок назначения.

4. Административный контроль и надзор в сфере здравоохранения.

Понятие, предмет, система и источники административного права.

 

Административное право - это отрасль российского права, направленное на регулирование общественных отношений - возникающие в процессе организации государственного управления, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.

Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти (Правительство РФ, Министерства РФ, Федеральные службы и агентства) в процессе государственного управления в таких сферах как:

Экономическая сфера

· Управление промышленностью (Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

· -Управление охраной окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство по недропользованию);

· -Управление сельским хозяйством (Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору);

· -Управление финансами и кредитом (Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство) и др.

Административно-политическая сфера

· Управление обороной (Министерство обороны);

· Управление внутренними делами (Министерство внутренних дел);

· Управление иностранными делами (Министерство иностранных дел) и др.

Социально – культурная сфера

· Управление образованием и наукой (Министерство образования и науки);

· Управление здравоохранением (Министерство здравоохранения и социального развития);

· Управление культурой (Министерство культуры) и др.

Субъекты административного права - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правоспособность и дееспособность.

В своей совокупности они образуют определенную систему субъектов административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности, как:

1. индивидуальные субъекты:

o граждане РФ;

o иностранные граждане и лица без гражданства;

o специфические индивидуальные субъекты - государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;

2. коллективные субъекты:

o государственные организации:

§ органы исполнительной власти;

§ государственные предприятия, учреждения и организации;

o негосударственные организации:

§ общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);

§ коммерческие организации, предприятия, учреждения;

§ органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.

В процессе регулирования административно – правовых отношений нормами права в основном используется такие методы, как:

· Предписание - установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. (Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма);

· Запрет - запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

· Дозволение - предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

Система источников административного права выглядит следующим образом:

  • Конституция РФ;
  • Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
  • Кодифицированные нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г., Таможенный кодекс РФ 2003 г., Лесной кодекс РФ 2006 г., Градостроительный кодекс РФ 2004 г. и др.);
  • ФЗ и ФКЗ РФ (Закон "О государственной гражданской службе" 2004 г.);
  • Подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ (Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9.03ю2004 г.) и б) Постановление Правительства РФ "О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 г. и др.; в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • Законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов по проблемам административно-правовых отношений);
  • Подзаконные акты государственных органов субъектов Федерации;
  • Уставы муниципальных образований и тд.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: