Лекция по дисциплине «Правоведение»
Тема №3. Основы административного права РФ.
1. Понятие, предмет, субъекты и источники административного права.
2. Административное правонарушение: понятие, виды, состав.
3. Административное наказание: понятие, виды, порядок назначения.
4. Административный контроль и надзор в сфере здравоохранения.
Понятие, предмет, система и источники административного права.
Административное право - это отрасль российского права, направленное на регулирование общественных отношений - возникающие в процессе организации государственного управления, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.
Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.
Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти (Правительство РФ, Министерства РФ, Федеральные службы и агентства) в процессе государственного управления в таких сферах как:
Экономическая сфера
· Управление промышленностью (Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
· -Управление охраной окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство по недропользованию);
· -Управление сельским хозяйством (Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору);
· -Управление финансами и кредитом (Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство) и др.
Административно-политическая сфера
· Управление обороной (Министерство обороны);
· Управление внутренними делами (Министерство внутренних дел);
· Управление иностранными делами (Министерство иностранных дел) и др.
Социально – культурная сфера
· Управление образованием и наукой (Министерство образования и науки);
· Управление здравоохранением (Министерство здравоохранения и социального развития);
· Управление культурой (Министерство культуры) и др.
Субъекты административного права - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правоспособность и дееспособность.
В своей совокупности они образуют определенную систему субъектов административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности, как:
1. индивидуальные субъекты:
o граждане РФ;
o иностранные граждане и лица без гражданства;
o специфические индивидуальные субъекты - государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;
2. коллективные субъекты:
o государственные организации:
§ органы исполнительной власти;
§ государственные предприятия, учреждения и организации;
o негосударственные организации:
§ общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);
§ коммерческие организации, предприятия, учреждения;
§ органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.
В процессе регулирования административно – правовых отношений нормами права в основном используется такие методы, как:
· Предписание - установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. (Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма);
· Запрет - запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
· Дозволение - предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.
Система источников административного права выглядит следующим образом:
- Конституция РФ;
- Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
- Кодифицированные нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г., Таможенный кодекс РФ 2003 г., Лесной кодекс РФ 2006 г., Градостроительный кодекс РФ 2004 г. и др.);
- ФЗ и ФКЗ РФ (Закон "О государственной гражданской службе" 2004 г.);
- Подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ (Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9.03ю2004 г.) и б) Постановление Правительства РФ "О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 г. и др.; в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
- Законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов по проблемам административно-правовых отношений);
- Подзаконные акты государственных органов субъектов Федерации;
- Уставы муниципальных образований и тд.