Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Постановка учебной задачи | – Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». (См. Ресурсный материал.) Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом нормально? – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему? – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас? – Как это можно делать? – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка? – Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изученные в 5 классе | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на вопросы учителя. Принимают и сохраняют учебную задачу | ||
II. Работа по теме урока. 1. Словарная работа | На доске записаны слова: ру чк а, брош ю ра, из ве щение, п о р а жение. – Что означает слово брошюра? – А слово ручка? – Почему при попытке дать толкование слову ручка ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.) | Устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические действия | ||
2. Работа со словарем | – Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), матрица (2-й ряд), рукав (3-й ряд).
– Многозначными или однозначными являются эти слова?
– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.
– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?
Показывает запись:
– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему? – Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.) | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Используют навыки работы со справочной литературой. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||
3. Игра «Кто вперед?» | Задание: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы. (Бумажник, люлька.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку | ||
4. Выполнение упражнения 100 | – Прочитайте текст. – Обратите внимание на слова в рамочке на с. 56. – В каких лексических отношениях они состоят? – В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения? Подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске – запись: о тветить; о т о зваться; о ткликнуться. – Объясните написание буквы о. – Произнесите хором эти слова по слогам. – Закройте учебники и запишите слова по памяти | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||
5. Тест | – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания прилагательное + существительное. Например: хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб. 1. Глаза карие или коричневые? 2. А пиджак – карий или коричневый? 3. Дружба сильная или крепкая? 4. А характер? 5. Чай горячий или горючий? 6. А слезы? 7. Ответ полный или кромешный? 8. А тьма? | В тетради должна получиться следующая запись: 1. Карие глаза. 2. Коричневый пиджак. 3. Крепкая дружба. 4. Сильный характер. 5. Горячий чай. 6. Горючие слезы. 7. Полный ответ. 8. Кромешная тьма. | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||
6. Игра «Подбери антонимы» | –Подберите к словам левой колонки антонимы из правой. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и проверку учебных действий | ||
7. Выполнение упражнения 99 | – Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек. – В каком из словосочетаний слово горячий имеет переносное значение? – Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение. – Выполните ту же работу с остальными словами из упраж- нения самостоятельно: 1-й ряд – мягкий;2-й ряд – легкий;3-й ряд – свежий | Отвечают на вопросы. Горячий кофе – холодный кофе. Горячий человек – спокойный человек. Выполняют задания | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Выполнение упражнения 101 | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? – Прочитайте текст упражнения 101. Почему он кажется нам сухим, неинтересным? – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык? Домашнее задание: выполнить упражнение 98 или при- думать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный | Отвечают на вопросы. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев «Поговорили».)
Игра «Подбери антонимы»
Грязный | Очистить |
Бодрый | Согнуть |
Трудолюбие | Выгода |
Убыток | Конкретный |
Сухой | Чистый |
Спокойствие | Усталый |
Противник | Лень |
Посредственный | Тревога |
Кручиниться | Влажный |
Загрязнить | Талантливый |
Выпрямить | Союзник |
Абстрактный | Радоваться |
Урок 25. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СБОР МАТЕРИАЛОВ К СОЧИНЕНИЮ (с. 57–58)
Тип урока: рефлексия | ||
Педагогические задачи:создать условия для отработки умения обучающихся собирать материалы к сочинению; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для редакторской разминки, игры «Кто последний?» |