Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||
I. Постановка учебной задачи | – Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». (См. Ресурсный материал.) Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом нормально? – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему? – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас? – Как это можно делать? – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка? – Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изученные в 5 классе | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на вопросы учителя. Принимают и сохраняют учебную задачу | |||
II. Работа по теме урока. 1. Словарная работа | На доске записаны слова: ру чк а, брош ю ра, из ве щение, п о р а жение. – Что означает слово брошюра? – А слово ручка? – Почему при попытке дать толкование слову ручка ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.) | Устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические действия | |||
2. Работа со словарем | – Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), матрица (2-й ряд), рукав (3-й ряд).
– Многозначными или однозначными являются эти слова?
– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.
– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?
Показывает запись:
– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?
– Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.) | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Используют навыки работы со справочной литературой. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | |||
3. Игра «Кто вперед?» | Задание: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы. (Бумажник, люлька.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку | |||
4. Выполнение упражнения 100 | – Прочитайте текст. – Обратите внимание на слова в рамочке на с. 56. – В каких лексических отношениях они состоят? – В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения? Подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске – запись: о тветить; о т о зваться; о ткликнуться. – Объясните написание буквы о. – Произнесите хором эти слова по слогам. – Закройте учебники и запишите слова по памяти | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | |||
5. Тест | – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания прилагательное + существительное. Например: хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб. 1. Глаза карие или коричневые? 2. А пиджак – карий или коричневый? 3. Дружба сильная или крепкая? 4. А характер? 5. Чай горячий или горючий? 6. А слезы? 7. Ответ полный или кромешный? 8. А тьма? | В тетради должна получиться следующая запись: 1. Карие глаза. 2. Коричневый пиджак. 3. Крепкая дружба. 4. Сильный характер. 5. Горячий чай. 6. Горючие слезы. 7. Полный ответ. 8. Кромешная тьма. | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | |||
6. Игра «Подбери антонимы» | –Подберите к словам левой колонки антонимы из правой. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и проверку учебных действий | |||
7. Выполнение упражнения 99 | – Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек. – В каком из словосочетаний слово горячий имеет переносное значение? – Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение. – Выполните ту же работу с остальными словами из упраж- нения самостоятельно: 1-й ряд – мягкий;2-й ряд – легкий;3-й ряд – свежий | Отвечают на вопросы. Горячий кофе – холодный кофе. Горячий человек – спокойный человек. Выполняют задания | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | |||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Выполнение упражнения 101 | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? – Прочитайте текст упражнения 101. Почему он кажется нам сухим, неинтересным? – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык? Домашнее задание: выполнить упражнение 98 или при- думать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный | Отвечают на вопросы. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
|
|
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев «Поговорили».)
Игра «Подбери антонимы»
Грязный | Очистить |
Бодрый | Согнуть |
Трудолюбие | Выгода |
Убыток | Конкретный |
Сухой | Чистый |
Спокойствие | Усталый |
Противник | Лень |
Посредственный | Тревога |
Кручиниться | Влажный |
Загрязнить | Талантливый |
Выпрямить | Союзник |
Абстрактный | Радоваться |
Урок 25. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СБОР МАТЕРИАЛОВ К СОЧИНЕНИЮ (с. 57–58)