Консультация для групп заочного отделения
По теме
«Педагогическое сопровождение развития
Трудновоспитуемых детей
Дошкольного возраста»
План темы:
- Понятие «трудные дети».
- Признаки поведения трудного ребенка.
- Причины появления и закрепления трудновоспитуемости у дошкольников.
- Типы трудновоспитуемых детей.
- Коррекция трудновоспитуемости. Педагогическое сопровождение развития трудных детей.
Литература:
- Дошкольная педагогика /под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой. – М., 1988, часть1, с. 184—188.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
- Белова Е. Причины отклонений в поведении старших дошкольников. // Дошкольное воспитание 1978. - № 2.
- Демина И. Трудный ребенок.// Дошкольное воспитание – 1990.- № 3.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
Понятие «трудные дети».
Понятие «трудные дети» было впервые введено в работах исследователя Беловой Е. Данный автор рассматривает этот термин следующим образом:
«Трудные» дети – это дети, поведение которых характеризуется достаточно стойкими отклонениями, несоответствием социально-закрепленным нормам и правилам.
Некоторые авторы называют таких детей – «дети с асоциальным поведением ». /асоциальное поведение – поведение не соответствующее моральным требованиям общества/ или дети с «девиантным поведением» /девиантное поведение – это поведение отклоняющееся от норм; общественно опасное поведение /.
!!! Необходимо отличать это от понятия «дети с аномальным поведением» /аномальное поведение – это неадекватное поведение, связанное с мозговой патологией конкретного человека /.
Асоциальное поведение не определяется врожденными механизмами. А.С.Макаренко считал, что «трудный ребенок» - это нормальный ребенок, его развитие подчинено общим законам развития человека, а отдельные искажения в этом развитии связаны либо с отрицательными условиями жизни ребенка, либо с ошибками воспитания допускаемыми в семье. Т.о. это просто «педагогически запущенные дети ». В начальной школе такие дети составляют около 22 – 25 % от общего количества учащихся, в каждой группе ДОУ можно встретить детей с такими особенностями развития.
Трудновоспитуемость ярче всего проявляется в кризисные периоды развития личности (кризисы 3-х, 7-ми летнего возраста, подростковый возраст).
Часто поведение некоторых детей находится на грани нормы и отклонения, поэтому на западе таких детей принято называть «пограничными детьми »/ «исключительными детьми », «детьми с проблемами »/. В дошкольном возрасте происходит постепенное накопление элементов трудновоспитуемости. Однако, отрицательные черты характера ещё не сложились, они ещё неустойчивы, напоминают типичные срывы в поведении, что проявляется в капризах, упрямстве, непослушании, драчливости, импульсивности и др. отклонениях от социально одобряемых норм поведения. В дошкольном возрасте нравственное развитие личности находится только в стадии формирования, отклонения еще не носят устойчивый характер, поэтому достаточно легко поддаются корректировке. Исходя из этого, особо важная роль в воспитании и коррекции поведения ребенка принадлежит родителям и воспитателю ДОУ.
Признаки поведения трудного ребенка.
· Главный признак «трудновоспитуемого ребенка» - это неприятие малышом общепринятых средств педагогического воздействия. Там, где большинство детей адекватно реагируют на совет или распоряжение взрослого, трудновоспитуемый ребенок реагирует капризами, агрессией, упрямством и др.
· Типичным признаком трудного ребенка являются затрудненные отношения со сверстниками и взрослыми:
- малыш часто конфликтует с детьми и взрослыми, проказничает, дерется, проявляет несдержанность
- часто наблюдается и полный отказ от контактов со сверстниками, что приводит малыша к положению «одинокого ребенка».
«Трудные дети». Для кого они трудные? Для родителей, для воспитателей, для коллектива сверстников, и даже для самих себя!!! Задумайтесь над этим. Поймите всю трагичность положения «трудного ребенка» в социуме. Пожалейте его! Помогите ему изменить свое положение, стать приятным для окружающих людей и научиться получать постоянное удовлетворение от общения с ними.
Причины появления и закрепления трудновоспитуемости у дошкольников.
Исследователь Белова Е. в своей статье (см. ж «Д.В.»№ 2 – 1978.)выделяет несколько групп причин, приводящих к появлению трудновоспитуемости у дошкольников:
· Задержка психического развития ребенка. Это приводит к несоответствию развития ребенка возрастным нормам, несформированности адекватных способов поведения и общения, неумению ребенка устанавливать контакт со сверстниками.
· Неправильное отношение взрослых (родителей или воспитателей) к ребенку, его поведению:
А) недостаток внимания со стороны взрослого
Б) вседозволенность
В) чрезмерно жесткие требования к ребенку
Г) разногласие требований к ребенку со стороны воспитывающих его взрослых
· Несоответствие мер педагогического воздействия взрослого психическим особенностям ребенка, его темпераменту (нр., ограничение активности ребенка, чрезмерное количество запретов…)