Приблизительный пассивный и активный словарь: кошка, кот, котенок, усы, лапа, морда, хвост, уши, шерсть, царапать, лакать, облизывать, гладить, ходить, бегать, мяукать, мурлыкать, шипеть, ловить, пушистый, гладкий, мягкий, теплый, длинный, красивый, ласковый.
Занятие 1 Тема «Наша кошка»
Цель: уточнение характерных признаков внешнего вида кошки, активизация соответствующей лексики, согласование существительных с глаголами настоящего времени.
Оборудование: крупные фотографии домашних кошек, шапочки кошки и мышек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Дети должны отгадать загадку.
Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши. (Кошка.)
2. Рассматривание крупной фотографии домашней кошки (можно из настенного календаря).
Сначала педагог рассказывает детям о кошке, ее внешних признаках, а затем задает вопросы.
Какие части тела есть у кошки? У кошки уши — большие или маленькие? Какой у кошки хвост — длинный или короткий? Какого цвета у кошки шерсть? Все кошки такого цвета или нет? Какие у кошки лапки? Зачем кошке на лапках коготки?
Затем детям показывается фотография другой кошки. Ее изображение анализируется также как и предыдущее изображение.
После рассматривания изображений обеих кошек, описания их внешних признаков, действий педагог рассказывает о том, как передвигаются кошки по дому, чем питаются, описывает состав кошачьей семьи (кот, кошка, котята). Подчеркивает, что кошки чаще всего живут в доме, человек заботится о них (кормит, поит, чешет, гладит). Поэтому кошек называют домашними животными. Задает детям вопросы.
Как человек заботится о кошке? Как передвигается кошка? Какие звуки издает кошка?
3. Подвижная игра «Кошки-мышки».
|
Игра начинается с выбора водящего — «кота». Остальные дети — «мышки». Педагог читает текст потешки:
Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод.
«Мышки» водят хоровод, на середине круга «спит кот». Как только «кот проснулся» (по сигналу педагога), «мышки» разбегаются в разные стороны, а «кот» пытается их догнать. Участник игры, которого коснулись рукой, становится «котом», и игра продолжается.
4. Итог.
О ком мы сегодня говорили? У кого дома живут кошки?
Занятие 2 Тема «Игрушечные кошки»
Целъ: закрепление характерных признаков внешнего вида кошки, закрепление понятий «один» — «много», употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных (кошечка, кисонька, котенок, котеночек).
Оборудование: 3—4 игрушечные кошки из разного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог читает потешку.
Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.
Почему мыши так боятся кошки?
2. Рассматривание игрушечных кошек по следующему плану:
а) называть предмет (это кошка);
б) внешний вид кошек (у всех кошек маленькие ушки, длин
ный пушистый хвост, различная окраска, на лапках есть коготки);
в) это игрушка (с ней можно играть: кормить, катать, гулять и
т.д.);
г) сколько кошек на столе? (одна)... а теперь? (много);
д) как можно назвать ласково кошку и ее котенка? (кошечка,
кисонька, котеночек).
е) показать, как кошка мяукает, мурлыкает, шипит?
3. Чтение потешки «Котик».
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
|
Глаза смелые,
Зубки белые. После чтения потешки педагог проводит беседу по ее содержанию. О ком эта потешка? Какая шубка у котика? Какие у котика усы? Какие у котика глаза? Какие у котика зубки?
Педагог вторично читает потешку, делая паузы, чтобы дети договаривали фразу.
4. Итог.
Мы сегодня говорили о настоящей кошке или об игрушечной?
Занятие 3 Тема «Неизвестный зверь»
Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его; обучение однословным ответам на вопросы. Оборудование: картинка с изображением кошки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Детям показывается картинка с изображением кошки. Они должны назвать характерные признаки кошки.
2. Чтение текста о неизвестном звере.
Педагог сообщает детям, что сегодня расскажет им об одном звере. Дети должны догадаться, о каком звере идет речь.
Он живет в доме. Он усатый, пушистый, ловкий. У него мягкая красивая шерсть и острые зубы и когти. Он лазает по всей квартире. Где он живет, там никогда не бывает мышей, потому что мыши его очень боятся. Он может напасть даже на птичку, если она сядет на подоконник. Кто догадался, про какого зверя я рассказала?
Педагог хвалит детей, которые самостоятельно догадались о том, как зовут неизвестного зверя.
3. Беседа по содержанию рассказа педагога и уточнение знаний о
кошке, полученных на предыдущих занятиях.
Как вы догадались, что мы прочитали рассказ о кошке? Где живет кошка? Какую шубку носит кошка? Кто боится кошки?
4. Дидактическая игра «Так бывает или нет».
Детям задаются вопросы, на которые они должны ответить словами «да» или «нет».
Есть кошки хвостик? Есть у кошки ручки? Есть у кошки лапки? Есть у кошки рожки? и т.д.
5. Итог.
О ком мы сегодня говорили? Почему кошку называют домашним животным?