Глаголы |
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные |
Образование глаголов пространственного значения с приставками С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО |
Прилагательные
Образование названий профессий женского рода |
1. Образование притяжатель
ных прилагательных с суф
фиксом И с чередованием
(волчий, собачий, медвежий)
2. Образование относитель
ных прилагательных с суф
фиксами Н, ЯНН, БНН, АН,
AT
3. Образование уменьши
тельно-ласкательных прила
гательных с суффиксом
ЕНЬК
4. Образование прилагатель
ных с суффиксами ЮЩ,
ЧИВ, ЛИВ
Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом: i
1) образование слов с заданным значением с помо
щью логопеда (например, дается задание назвать ласко
во предметы или одним словом назвать маленькие
предметы: косичка, лисичка). При этом подбираются
слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по
значению и звучанию);
2) выделение общей морфемы;
3) закрепление значения аффикса;
4) анализ звукового состава морфемы;
5) самостоятельное образование слов с данным аф
фиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
- сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: 'уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
- сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов рекомендуется использовать графические схемы слов^Пш* этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной афф*жс.
|
© Уточнение грамматического значения слова
Значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений. «Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, слово принадлежит к определенной части речи, выражает в своем составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения» (Русский язык. Энциклопедия).
Уточнение грамматического значения слова является важным условием формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.
С целью уточнения грамматических значений детям предлагается ответить на вопросы, подобрать вопрос к слову, подобрать слова, характеризующие отнесенность к определенному грамматическому значению (например, он, она, оно), включить слово в словосочетание, предложение.
По каждому из направлений логопедической работы используется определенная система методов и приемов.
Глава 2
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Н. В. Уфимцевой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнарови-чем, Л. В. Сахарным, А. И. Ильиным и др.
|
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач и программы развития и воспитания детей в детском саду. „ Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в данную методику включены задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова и овладение системой грамматических значений, закрепление связей между словами;
Дидактические игры
И задания
По формированию лексики
1. Развитие лексико-семантических ассоциаций
С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагались следующие задания.
1. Назвать слово как можно быстрее.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я бу4 ду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово| какое припомните (или какое первым придет в голову)»* Слова называются по одному. Предлагаются существи| тельные конкретного и абстрактного значения, глаголь прилагательные, наречия.
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, см* лость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеять ся, падать, поднимать.