1. Лингвистическая зарядка (выразительное чтение стихотворений из упражнений № 201, 202).
2. Выполнение задания «Соотнесите!».
1) Прикоснулся. а) неясное значение;
2) Приподнял. б) присоединение;
3) Приготовился. в) приближение;
4) Приближался. г) неполнота действия.
Ответ: 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в.
Словарная работа.
Привет, пример, приказать, пригласить, присутствовать, приготовить, приспособить, превратить, преодолеть, презирать, привыкать.
Самопроверка (взаимопроверка).
– Какое из слов словарной работы можно применить к ситуации из текста?
Работа в группах.
1) Работа с ОК.
2) Словарный диктант (по 2 слова из каждого параграфа).
3) Выполнение упражнения.
Выполняют по заданию упражнения.
5. Подготовка к зачету.
1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?
3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях – надо писать безударную гласную а и когда – безударную гласную о?
4. Как различить на письме гласные в приставках Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?
На оценку «5» – какие вопросы добавили бы?
– Чего не хватало в первоначальном варианте целей?
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Что повторили, о чем говорили в течение урока, что вызывает затруднение?
Творческое задание.
Чтение отрывка из повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Был темный вечер.
Подъехал автомобиль. Он вырвал у темноты часть забора, потом пощупал весь забор и выпучил прямо на Бима два ослепительных глаза. Бим поднял голову и смотрел, почти сомкнув веки. Автомобиль поурчал, поурчал тихонько, и из-за него кто-то вышел. За запахом дыма нельзя было установить дух человека, шедшего к Биму, но когда тот оказался освещенным глазами автомобиля, Бим сел: к нему шел Семен Петрович. Он приблизился, убедился в том, что это действительно Бим, и сказал:
– Выбрался. Ну и ну!..
Вышел из автомобиля и второй человек (тот, что вез Бима перед грозой к волчице), посмотрел на собаку и по-доброму сказал:
– Умный псина. Этот не пропадет.
1) Кто такой Семен Петрович и какую роль он сыграл в жизни Бима?
2) Как расплатился за свою ошибку и какой урок вынес взрослый человек, узнаете, прочитав повесть.
Домашнее задание: страница 126 – карточка-зачет. Подготовиться к зачету. Из творческого задания выписать слова, образованные суффиксальным, приставочно-суффиксальным, приставочным, сложением.
Оценочный лист
Виды работ | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя | Общая оценка |
1. Подготовка к ГИА | ||||
2. Лингвистическая зарядка | ||||
3. «Соотнеси!» | ||||
4. Словарная работа | ||||
5. Работа в группах | ||||
6. Подготовка к зачету | ||||
7. Другие виды работы |
Урок 42. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (с. 92–94)
Тип урока: рефлексия | ||
Педагогические задачи:создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, учебник |