Тема 13. Правовая система Казахстана




Правовая система Казахстана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную "евразийскую" группу. На развитие конституционного права сильно повлияла французская доктрина.

Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (эреже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие эреже становились источниками права.

Посредством судебных прецедентов и эреже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама. В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР и до конца 1980-хгг. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик. Как и в других бывших советских республиках, правовая система Казахстана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. Провозглашенные принципы реформ: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий. По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик. К 2000 г. здесь принят целый ряд новых кодексов: Гражданский (1994-1999), Уголовный (1997), Уголовно-процессуальный (1997), Уголовно-исполнительный (1997), Гражданско-процессуальный (1999). Некоторые бывшие советские кодексы (о браке и семье, КЗоТ) были заменены новыми кодифицированными законами. Новые кодексы и законы чаще всего концептуально совпадают с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные акты. В то же время развитие казахстанской правовой системы на современном этапе носит самостоятельный и достаточно творческий, оригинальный характер. Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и других обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики.

Иерархия источников права в Казахстане определяется Законом "О нормативных правовых актах", принятым 24 марта 1998 г. Самое высокое положение занимает Конституция, за ней следуют: законы об изменении и дополнении в Конституцию; конституционные законы; обычные законы и указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента; нормативные постановления Парламента Казахстана; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы министерств, постановления государственных комитетов, приказы и постановления других центральных органов; нормативные решения маслихатов и акимов.

За пределами общей иерархии остаются нормативные постановления Конституционного совета, Верховного суда и Центральной избирательной комиссии Казахстана. Однако постановления Конституционного совета основываются исключительно на Конституции Казахстана, и потому ни один нормативный акт не может противоречить постановлениям Конституционного совета.

Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издать закон (п.3 ст.5 Конституции). Международные договоры, признанные Конституционным советом не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы и введены в действие. Обычаи делового оборота признаются дополнительным источником гражданского права при условии их соответствия гражданскому законодательству.

В Казахстане, так же как и в ФРГ, определяющее значение в системе действующего законодательства имеет конституция. Хотя в конституции ФРГ регулируются взаимоотношения между федерацией и входящих в ее состав земель (16). А у нас унитарное государство.

Законодательная роль в Германии остается за федерацией. При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое значение придаётся материалам комиссий по подготовке соответствующих актов. Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель.

Ныне в ФРГ признаётся важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.

Хотя у НАС такой практики пока не применяется. Но я думаю это было бы более предусмотрительно. Так как можно заполнить те же пробелы, что могут возникнуть и в нашем законодательстве.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: