Современный рынок труда. 1. Образовательные




Современный рынок труда

Цели урока:

1. Образовательные:

· сформировать у учащихся понятия «рынок труда», об организациях, представляющих современный рынок труда, «трудовой контракт»;

· способствовать формированию у учащихся навыков анализа экономической ситуации на рынке услуг труда для определения собственной траектории профессионального самоопределения;

· сформировать представление о современном рынке труда, новых профессиях и требованиях, предъявляемых к современному специалисту;

· ознакомить с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий в рыночной экономике;

· сформировать метапредметные связи предмета экономика и профориентации.

2. Развивающие:

· развивать умения учащихся:

- работать с источниками дополнительной информации (спец. литературой, интернет и др.);

- систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ставить и разрешать проблемы;

· развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции;

· сформировать у учащихся умение преподать себя на рынке труда.

3. Воспитательные:

· способствовать формированию и развитию познавательной, экономической, исследовательской, коммуникативной культуры личности ученика;

· способствовать формированию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

Тип урока: комбинированный

В мире столько разных дорог – выбери свою.

И не важно, кем ты войдешь в жизнь взрослую.

Важно радость людям дарить,

Доброту в душе сохранить,

Ведь не просто на свете ЧЕЛОВЕКОМ быть!

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Настрой на работу.Сообщение целей и хода урока.

Добрый день! Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II. Сообщение темы, целей и хода урока.

Китайские мудрецы говорили: «Нет ничего страшней, чем жить во времена перемен». Сегодня эта фраза звучит очень актуально. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры. Молодые люди пытаются найти ответ на вопрос, который задавал еще Владимир Владимирович Маяковский: «У меня растут года,/ Скоро мне семнадцать./ Где работать мне тогда? / Чем заниматься...!».

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с следующими проблемами: Как не обмануться, выбирая профессию, и пойти перспективным путем, прозорливо отметив ту, спрос на которую будет расти? Как не попасть в ситуацию, когда ваша профессия, популярная на момент поступления, окажется мало востребованной на момент окончания учебного заведения?

Сегодня мы с вами попытаемся ответить на все эти вопросы.

Что мы видим на картинке? (рынок)

  • Что такое рынок?
  • Рынок – система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег и обеспечивающая эффективное решение экономических проблем.
  • Какие вы знаете виды рынков (рынок товаров и услуг, фондовый рынок, региональный, рынок труда и т.д.)?

Подумайте, о каком рынке идет речь в следующем отрывке:

«В системе экономических отношений этот рынок занимает важное место. На нем сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на данном рынке, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны».

(рынок труда)

  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Рынок труда)

· Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (учащиеся формулируют цели)

Цели:

1)Познакомиться с понятием «Рынок труда» и понятиями с ним связанными.

2)Познакомиться с профессиями, востребованными на рынке труда.

III. Изучение нового материала

В повседневной жизни рынком называют место, где продаются и покупаются те или иные товары с помощью денег.

­– Чем на ваш взгляд отличается рынок труда от обычного рынка? (На рынке труда не продаются товары).

– Что является товаром на рынке труда? (На рынке труда продаются трудовые услуги).

– Кто выступает в роли продавца на рынке труда? (Человек той или иной профессии, который предлагает свои трудовые услуги).

– Кто выступает в роли покупателя? (Работодатель – директор магазина, руководитель предприятия, организации).

-Что выступает в роли тех самых денег? (Зарплата)

Что же такое «рынок труда»? Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

На рынке труда, как и на любом другом рынке, существует спрос и предложение.

-Кем представлен спрос на рынке труда? (работодателем)

-Кем представлено предложение? (работниками)

 

А к какой категории вы отнесёте себя? (Дети)

Но есть ещё одно понятие – это трудовые ресурсы.

Кто, по вашему мнению, может из этих трёх групп относится к ним?

Итак, трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, фактически работающие (запись определения в тетради).

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, не говоря уже о нас, сельской местности, трудно найти подходящую работу. Наше правительство официально признало существующую в стране безработицу.

Сейчас каждый восьмой житель нашей страны трудоспособного возраста считается безработным (но не все они зарегистрированы официально). Эта часть экономически активного населения не может найти себе работу, т.к. соотношение спроса на рабочую силу и её предложение не всегда совпадают.

В чём же причина? Давайте попробуем разобраться.

Перед вами две современные ситуации, которые приводят к увеличению числа ищущих работу, т.е. к безработице. Попробуйте собрать эту схему.Скажите как будет вести себя работодатель, работник и как в целом будут обстоять дела на рынке труда в данных ситуациях.

Два варианта:

1. Низкая оплата труда – работодатель может набрать побольше дешёвых работников, работники не имеют большого желания работать за низкую оплату своего труда. Следовательно, рабочих мест много, существует спрос на рабочую силу, а желающих работать мало, поэтому спрос превышает предложение и возникает дефицит работников.

2. Высокая оплата труда – работодателю нужно обходиться как можно меньшим количеством работников, а работникам очень хочется получить высокооплачиваемую работу, следовательно, рабочих мест мало, существует низкий спрос на рабочую силу, но зато высокое её предложение, т.е. предложение больше спроса, и в результате – безработица.

Т. Е. если спрос превышает предложении – дефицит, если предложение превышает спрос – безработица.

Безработные – лица, в возрасте от начала трудоспособного и старше, которые в рассматриваемый период (неделя):

1) не имели работы или доходного занятия;

2) занимались поиском работы;

3) были готовы приступить к работе.

К безработным относятся лица, которые удовлетворяют 3 условиям одновременно за исключением:

- учащиеся и студенты;

- инвалиды, пенсионеры.

Если эти 2 категории занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, их относят к безработным.

В соответствии с законом РФ могут быть не признаны следующие граждане безработными:

1) не достигшие 16 лет;

2) пенсионеры, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (возрасту) или за выслугу лет;

3) отказавшиеся в течении 10 дней со дня регистрации или от 2-х вариантов работы, включая временную или 2 отказа от получения профессиональной подготовки для впервые ищущих работу;

4) не явившиеся без уважительной причины в течении 10 дней в срок установленный для регистрации безработного;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы или наказание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: