Проза И.А. Бунина (на примере по выбору учащихся)




Рассказ И.А.Бунина «В Париже» входит в известный цикл «Тёмные аллеи». “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин.

Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно “привязаны к календарю” и вписаны в географическое пространство. В этом сказывается особенность бунинской манеры — точность и предельная достоверность. “Сырой парижский вечер поздней осени” открывает повествование, “третий день Пасхи” — завершает.

Действия, описываемые в рассказе, неслучайно происходят в Париже (отсюда и название рассказа). После известных событий 1917 года здесь проживало огромное количество русских эмигрантов. Сам Бунин в 1920 году, навсегда расставшись с Родиной, эмигрировал во Францию. В Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. К тому же столицу Франции называют городом любви. Может, поэтому герои встречаются в Париже и обретают неожиданное, недолгое, но сильное чувство.

Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе — всё согласовано.

Обратим внимание на краски: пейзаж серый, тусклый, цвета мрачные, мутные, иногда тревожные (“мглистое небо над Парижем мутно краснело”). Роль такой зарисовки — то сливающейся, то контрастирующей с внутренним состоянием героев — помочь глубже понять драму человеческих сердец.

Настоящая любовь, по Бунину, — любовь-вспышка, любовь-миг — торжествует и в этом рассказе, обрываясь на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно — они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла.

Проза Л. Андреева (на примере по выбору учащихся)

На мой взгляд, у Андреева очень тяжёлые для восприятия произведения. Повесть «Жизнь Василия Фивейского» не стала исключением. В основу повести легла история о попе, который восстал против бога. В самом начале мы знакомимся с персонажем, его жизнью, однако начинается повесть не в тот момент, когда описывается счастливая жизнь. Повесть начинается в тот момент, когда эта счастливая жизнь заканчивается с гибелью его любимого сына. Смерть сына – это чистая случайность, также как и пожар, в котором погибла его жена. Вся жизнь Василия складывается из несчастий. Злой рок, который превращает жизнь в бессмысленность (необъяснимое). Василий сопротивляется бессмысленности, держась за веру. В самые тяжёлые моменты он отправляет крик богу (в поле). В первый раз: «Я верю» - это вызов, остережение, убеждение. Второй раз – угроза и молитва, предостережение и надежда.

Название повести «Жизнь Василия Фивейского» похоже на житие. Однако его жизнь нельзя назвать житием, так как в нём должно быть мучение и чудо. Несмотря на то, что вся жизнь Василия – сплошное мучение, в ней так и не произошло чудо. Василий хотел совершить чудо – оживить человека, как Иисус оживил Лазаря.

Всю повесть можно разделить на две части – 1) бессмысленные удары и испытания, 2) поиск смысла. Василию нужен смысл и оправдание всех ударов. И тогда он приходит к мысли, что он – Избранный (новый Иов). Бог избрал его для испытания веры. Идея избранничества неотделима от идеи чуда. Однако чудо не совершилось, а значит он – не избранный => все удары бессмысленны. Олицетворением этой бессмысленности является второй сын Василия – идиот. Попытки обрести смысл – безумие. Василий умирает духовно, когда осознаёт, что он не избранный и его жизнь бессмысленна. Идиот – подлинная сущность жизни.

Жена погибает, когда появляется некий просвет. Жизнь пытается убедить его, что она – сон пустой. Хватается за веру, чтобы найти хоть какой-то смысл.

Василия никто не любит. Он не уверен в себе. Он священник и он должен быть благообразен, но у него не всё в порядке дома и он вынужден это скрывать. Он боится старосту, потому что тот правильный.

В разговоре со старухой на паперти он понимает, что не у него одного беды. После этого ему стали интересны другие люди. Он открывает их для себя. В этот момент почувствовал себя в центре мира, а значит, на него возложена миссия. Перестаёт бояться старосту, когда понимает, что он избран, что у него особые отношения с богом (староста не верит в чудо).

Дочь Василия, Настя, не жалеет себя и никого не любит. Ей не нужен смысл жизни. Она ближе всего к идиоту, а значит, ближе всех к бессмысленности.

Поэзия А. Блока

Мне, как читателю, наиболее интересными, близкими, понятными кажутся стихи Блока о России, о ее прошлом, будущем, настоящем. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт, точно так же как и мы сейчас, жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России". Предчувствие перемен и мятежей отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли...":

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Мир ранней поэзии А. Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт, взрослея и мужая, шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, как например, в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир – это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А. Блока - "Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление – луна на небе – превращается в мертвый диск.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: