Логопед ставит на стол мешочек, в котором находятся игрушки, и говорит:
- Петрушка принес целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть.
Петрушка «достает» одну из игрушек (например юлу) и «показывает» ее детям:
- Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поет, падает на бочок.
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
Дидактическая игра «Найди подходящую картинку»
Детям раздаются картинки с изображением игрушек. Логопед показывает игрушку:
- Что это? (- Мяч.)
- У кого мяч? (— У меня.)
Игра продолжается с другими игрушками.
Игровые действия с игрушками по словесной инструкции
Логопед предлагает каждому ребенку по очереди выполнить задание типа: «покачай куклу»,
«положи спать неваляшку», «брось мне мяч» и т.п.
Итог занятия1
Дети припоминают, что принес Петрушка. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием:
- Это всё - игрушки.
Что мы будем делать с игрушками? (- Будем и грать.)
Каждое занятие заканчивается подведением итога в виде краткой беседы по пройденной теме. Это дает возможность логопеду оценить уровень усвоения детьми речевого материала.
Занятие 2
Задачи: развитие понимания обращенной речи;
развитие зрительного восприятия, внимания; развитие тактильного восприятия; развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование: игрушки (кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч), мешочек (непрозрачный), 4 флажка основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого), \ кубики основных цветов (по числу детей).
Ход занятия
Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
Ладошки вверх, Кисти рук на столе ладонями вверх. Ладошки вниз, Ладони одновременно перевернуть. А потом их на бочок Кисти рук поставить на ребро.
И зажали в кулачок. Зажать ладони в кулачки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
У логопеда в мешочке лежат игрушки. Он подносит мешочек к одному из детей:
- Мы поиграли с ладошками, а теперь Егорка своей ладошкой потрогает то, что лежит в этом мешочке, и постарается угадать, что это.
Ребенок сначала нащупывает в мешочке одну из игрушек, называет ее, а потом вынимает игрушку из мешочка. Логопед повторяет название игрушки, просит повторить других детей. Игра продолжается.
Дидактическая игра «Покатаем игрушки на машине»
- Вот приехала машина. Как она гудит? (- Би-би-би.) Машина гудит, и наши игрушки
хотят на ней покататься.
Затем логопед предлагает одному из детей:
- Дима, посади в машину маленькую матрешку, покатай матрешку.
Подобные словесные инструкции получают другие дети.
Дидактическая игра «Найди свой флажок»
На стульчиках выставляются флажки основных цветов. Дети получают по одному куби-(кубики разных цветов).
Требуется поставить свой кубик к флажку соответствующего цвета.
Игра с речевым сопровождением
Мы ногами топаем: Девочки и мальчики Топ-топ-топ. Прыгают как мячики: Мы руками хлопаем: Прыг-прыг-прыг.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы глазки закрываем, Мы глазки открываем.
Итог занятия
Занятие 3
Задачи: упражнение в звуковом подражании; развитие силы голоса;
упражнение в складывании матрешки (соотнесение частей по размеру, развитие мелкой моторики рук);
развитие зрительного восприятия, внимания.
Оборудование: матрешки (по числу детей), игрушечная кроватка, мяч, кукла, разрезные картинки с изображением мячей (по числу детей).
Ход занятия
Организационный момент
У детей на столах матрешки (в разобранном виде). Дети собирают их.
Упражнение детей в звукоподражании
Логопед предлагает детям уложить матрешек спать и спеть песенку. Дети укачивают матрешек и, подражая логопеду, повторяют за ним: «А-а-а».
Затем несут своих матрешек в игровой уголок и укладывают в кроватку.
Игра с мячом
Логопед, кидая мяч каждому ребенку, говорит: «Ап!» Дети должны громко и четко произнести
«Ап!», бросая мяч обратно.
Игра с куклой Таней
К детям «приходит» кукла. Кукла «знакомится» с детьми: «Меня зовут Таня. А тебя?» Дети по очереди называют свои имена. (Если кто-то из детей не называет себя, за ребенка отвечает логопед.) Кукла
«уходит».
Логопед просит детей позвать куклу: «Таня! Таня!».
Таня «возвращается», она «плачет». Логопед проговаривает:
- Кукла Таня громко плачет, Потеряла Таня мячик.
Логопед предлагает детям посмотреть на разрезные картинки, которые лежат у них на столах.